В последнее время СМИ часто сообщают о терактах, совершенных исламистами или якобы исламистами. Франция, США, Турция, Ближний Восток — трагические новости летят из многих частей мира. У непосвященного читателя или зрителя может сложиться впечатление о
За два последних года очень многое изменилось в жизни приверженцев Ислама в нашей стране. Крым и часть Донецкой области, где были важные мусульманские институты, оказались под российской оккупацией. Фактически,
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ: «НЕЗАВИСИМОСТЬ И ИСЛАМСКАЯ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ — РОВЕСНИКИ»
Независимость нашей страны и возрождение религиозной жизни мусульман на её территории — практически ровесники, напоминает муфтий ДУМУ «Умма». После Второй мировой войны в УССР не осталось ни одной действующей мечети, активность мусульманских общин вынужденно проходила в подполье и сводилась в основном к
После 1991 года возрождение мусульманской религиозной жизни в Украине происходило благодаря двум процессам — возвращению крымских татар из мест депортации, которое началось во второй половине
Особую роль в возрождении исламской жизни в Украине играли крымские татары, большинство из которых были депортированы в мусульманский Узбекистан.
Кстати, в начале
На втором этапе в 2007–2008 годах возникли Религиозное управление независимых мусульманских общин «Киевский муфтият» (далее Киевский муфтият) и Духовное управление мусульман Украины «Умма». Первая структура в основном объединяла выходцев из
Третий этап институализации мусульманской уммы в Украине состоялся при президентстве Януковича, когда были зарегистрированы хабашитский Духовный центр мусульман Крыма и Духовное управление мусульман Украины «Единение» с центром в г. Макеевка. Таким образом, на несколько сот тысяч приверженцев Ислама в нашей стране было создано целых 7 религиозных центров, четыре из которых — ДУМУ, ДУМУ «Умма», ДЦМУ и ДУМУ «Единение» имели всеукраинский статус.
В Украине, отмечает Саид Исмагилов, ментальность украинцев и либеральное законодательство создали хорошие условия для достаточно свободного развертывания религиозной жизни мусульман. Хотя в середине мусульманской уммы оно шло хаотично, о чем, в частности, свидетельствует количество зарегистрированных религиозных объединений. «Такое количество муфтиятов на миллион мусульман — это слишком», — считает муфтий ДУМУ «Умма». А еще в Украине были и есть шииты, салафиты, представители других мусульманских течений и школ. Радикальные негативные изменения в ситуацию внесла агрессия РФ против Украины.
СОВРЕМЕННОСТЬ: «МЫ СТАЛИ ЧАСТЬЮ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ»
Оккупация Крыма и части Донбасса едва ли не болезненнее всего среди конфессий Украины ударила по мусульманам. По мнению Саида Исмагилова, в Украине проживает до 1 млн мусульман. Цифра 500–600 тыс. более точная, так как в Крыму проживало до российской агрессии ориентировочно 300 тыс. мусульман — и это была большая часть уммы в Украине. Но как бы то ни было,
Таким образом, сообщил Саид Исмагилов, формально на свободной территории страны продолжают действовать три религиозных объединения мусульман — ДУМУ, ДУМУ «Умма» и Киевский муфтият. Однако публичная активность последнего не прослеживается последние два года. Что, по мнению муфтия ДУМУ «Умма», может быть связано с отсутствием финансирования из России.
Так что фактически сегодня крупнейшими объединениями украинских мусульман является ДУМУ и ДУМУ «Умма». Первое имеет 150–160 зарегистрированных общин, второе — 30. Но эта статистика, убежден Саид Исмагилов, не отражает истинное количество верующих, которые объединены в управления, и реальные авторитет и влиятельность последних. Он привел пример, когда в одном селе на Херсонщине сразу было зарегистрировано более 30 общин ДУМУ. «Если смотреть по реально существующим общинам, то у нас их больше», — считает лидер ДУМУ «Умма». Не сложилась ли в среде украинских мусульман пародоксальная ситуация, подобная украинскому православию: когда вторая по численности официально зарегистрированных общин церковь — УПЦ КП — по социологическим опросам имеет наибольшую паству?
Стоит отметить, что ДУМУ «Умма» в бурных 2013–2016 годах занимало и занимает активную гражданскую позицию, что объективно способствовало консолидации украинского общества, защите суверенитета и территориальной целостности Украины. Оно первым и едва ли не единственным среди мусульманских объединений страны осудило избиение студентов в ноябре 2013 года. Его представители присутствовали на Майдане. Кстати, исследовательница и мусульманка Татьяна Евлоева даже считает, что с плова на Майдане, который готовили крымские татары, в украинском обществе началось понимание существования мусульман в нашей стране. Конечно, в Крыму это поняли как минимум на четверть века раньше.
Важным моментом, который продемонстрировал украинскому обществу гражданскую ответственность и мужество верующих ДУМУ «Умма», стало их совещание в Снежном весной 2014 года. Тогда в условиях начала военной агрессии России против Украины представители мусульман Донецкой и Луганской областей осудили сепаратизм и оккупацию украинских земель. «Сепаратисты до сих пор нам это вспоминают», — говорит Саид Исмагилов.
Сразу после начала агрессии в ряды защитников Родины стали и сторонники Ислама. Уже в начале мая 2014 года погиб во время АТО первый мусульманин. «Мусульмане умирают за Украину, защищают тех, кто не является мусульманами», — сказала Татьяна Евлоева. По её данным, уже 6 мусульман имеют награду Народный герой Украины, некоторые — посмертно.
Осуществляют своё служение на фронте и
Она рассказала о помощи предметами первой необходимости, предоставленной внутренне перемещенным лицам из Крыма и Донбасса в мечетях и исламских культурных центрах. В 2015 году в мечетях ДУМУ на праздник
Положительно сказалось на отношении к мусульманам в Украине в целом, считает Татьяна Евлоева, признание на государственном уровне Дня депортации крымскотатарского народа, а также самого этого преступного акта геноцидом, постоянное привлечение внимания государства и общества к проблемам крымских татар. В нескольких отечественных музеях создали экспозиции в честь генерала Ичкерии Мусы Мунаева, который погиб в АТО, защищая Украину. Исследовательница считает, что украинцы пересматривают страницы собственной истории, связанные с Исламом. Свидетельством чего стал и доклад проректора Острожской академии Петра Кралюка на исламоведческой школе, который рассказал, что украинцы и крымские татары большую часть истории имели мирные и дружеские отношения. Татьяна Евлоева напомнила, что чеченские семьи приютили немало украинцев во время Голодомора 1932–1933 годов.
А муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов рассказал, что российские власти закрыли на оккупированных территориях Крыма исламский центр, школу хафизов (чтецов Корана) и почти все медресе. В результате
Но, если смотреть с точки зрения мусульман на ситуацию в стране, то, как говорит пословица, «нет худа без добра». К 2014 г., вспоминает Саид Исмагилов, не было мусульманских общин западнее Винницы. Теперь они появились. К тому же во Львове открыт Исламский культурный центр. Еще одно такое заведение строится в Черновцах.
«Мы стали частью украинской нации», — говорит Саид Исмагилов. Здесь муфтий, очевидно, имеет в виду гражданскую или политическую нацию. И для очень большой части мусульман в Украине это утверждение полностью соответствует действительности.
БУДУЩЕЕ: «МЫ БУДЕМ УКРАИНИЗИРОВАТЬ УММУ В УКРАИНЕ»
Итак, что будет с исламской уммой в Украине?
В нашей стране её большинство составляют представители коренного крымскотатарского народа, а также выходцы из
Такой этнический «винегрет» и хаотичный процесс становления исламских структур в нашей стране требовали благоустройства, считает Саид Исмагилов. К тому же он указывает, что проблемой в других странах Европы, где проживает мусульманское меньшинство, является самоизоляция сторонников Ислама, их нежелание интегрироваться в общенациональную жизнь. В ДУМУ «Умма» была разработана долговременная программа развития мусульманской уммы в Украине, которая имеет стратегический характер и, похоже, значительный консолидирующий потенциал.
Она предусматривает интеграцию разноэтнических мусульман Украины вокруг Ислама и включение их в украинскую политическую нацию как важный составляющий элемент. «Нужно приучить наших мусульман любить Украину и предотвратить их радикализацию», — говорит Саид Исмагилов. Он подчеркивает, что «мы поддерживаем украинскую государственность и независимость, украинский язык». Говорит о готовности интегрировать в практику своей общины те элементы украинской культуры, которые не противоречат Исламу. Кстати, он часто демонстрирует это наглядно не только своим украинским языком, но и появлением в общественных местах в вышиванке. «Научил наших имамов быть патриотами Украины, они знают украинские гимн, законодательство, учат украинский язык», — не без гордости говорит муфтий ДУМУ «Умма» и добавляет, что среди других исламских общин у них появляются последователи. То есть управлению во главе с Саидом Исмагиловым удалось задать определенный положительный тренд среди единоверцев.
«Наше будущее — это
Кстати, муфтий Саид Исмагилов считает, что в будущем, вероятно, Ислам в Украине будет состоять из двух больших течений: крымскотатарского и других украинских мусульман, а также нескольких меньшинств. Он говорит, что крымские татары «всегда держались отдельно», и Ислам им нужен на уровне идеологии для сохранения и возрождения народа. Но при этом муфтий подчеркивает необходимость коммуникации и сотрудничества с крымскими татарами, предотвращения конфликтов с ними. Сейчас много переселенцев из Крыма посещают мечети ДУМУ «Умма»
Остановился Саид Исмагилов и на «пугалочке» об угрозе исламизации в Украине, которая иногда появляется в публичном пространстве. «Пока что мусульмане Украины ассимилируются. Это видно по большим городам — Киеву, Харькову, Одессе. Бабушки — мусульмане, а дети уже себя ими не считают», — говорит он. По его информации, доля этнических украинцев, которые принимают Ислам, является очень незначительной, и это преимущественно женщины. За 6 лет сам муфтий выдал в Киеве только 80 свидетельств о принятие в Ислам. И это на фоне стадионов, которые собирают Свидетели Иеговы или пастор В. Мунтян. В Украине угроза исламизации нас не касается, мы видим противоположный процесс, подчеркивает Саид Исмагилов. По его оценкам, в Украине количество мусульман будет еще определенное время уменьшаться, потом стабилизируется и начнет увеличиваться.
Итак, события последних лет показывают, что украинские мусульмане принимают активное участие в
Источник: День