В Украинском католическом университете во Львове 9 мая муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов принял участие в конференции «Созерцание как путь к внутреннему миру», где выступил перед присутствующими с докладом о созерцательных духовных практиках в Исламе.
— Цель конференции — поиск инструментов, с помощью которых можно было бы достичь примирения и духовного исцеления общества, и по мнению инициаторов форума, религия в этом плане рассматривается как очень эффективный и чуть ли не единственный инструмент, — рассказал Саид Исмагилов нашему корреспонденту.
На конференцию были приглашены священнослужители и представители разных конфессий, в том числе католический священник,
Конференция была трехдневной, за это время её участники побывали в Житомире, Киеве и Львове, и в каждом городе говорили о созерцательных духовных практиках.
Со слов шейха Саида Исмагилова, обсуждались не просто вопросы духовных практик, а говорили о том, как эти практики могут помочь оздоровлению общества. «Аудитория, чаще всего была греко- и римокатолическая, в первую очередь — студенты католических светских университетов, а мусульмане были приглашены, чтобы узнать точку зрения Ислама.
— Я выступил с докладом и рассказал о созерцательных духовных практиках в Исламе, о том, как это существует и применяется у мусульман. Эта тема известна в Исламе давно — и считается, что все пророки Божьи имели определенные созерцательные духовные практики (об этом, например, свидетельствуют пребывание Моисея на Синае и Иисуса в пустыне). Также считается, что созерцательные духовные практики — это шаг к новому духовному пробуждению, новому уровню: еще Пророк Мухаммед до того, как получил Откровение, ежегодно уединялся в пещере на горе Хира за пределами Мекки и находился там на протяжении месяца Рамадан, проводя время в размышлениях об окружающем мире и над тем, кто его создал. И это длилось до тех пор, пока по Божьему повелению не настало время, когда Пророк получил Откровение, — рассказал Саид Исмагилов.
Муфтий ДУМУ «Умма» обратил внимание участников конференции на то, что Ислам рекомендует в качестве одного из видов духовной практики — практику созерцательную, соединенную с размышлениями о величии, всемогуществе, мудрости и любви Творца к своим созданиям, ибо все сущее создано имеющим пользу для человека. В качестве примера шейх напомнил о содержании третьей суры Священного Корана, где в аятах 190–192 говорится о созерцательных духовных практиках.
— Такая практика чаще всего связана с месяцем Рамадан, когда мусульмане постятся и больше времени посвящают молитвам и размышлениям, пояснил Саид Исмагилов и напомнил, что мусульманские созерцательные духовные практики в основном состоят из трех частей: хальва — уединение, зикр — упоминание и сама’а — слушание.
В Исламе сфрормировалось два основных подхода к этим духовным практикам — классический суннитский и суфийский подходы.
— Суфийский отличается тем, что там много заимствований из других религий, и поэтому эти практики стали отдельными — с молитвенными танцами, песнями, с отречением от жизни, с уединением и отшельничеством и так далее — то есть не такими, как их практиковал Пророк. То есть, у суфиев это превратилось в крайний аскетизм с элементами монашества, а под
В классическом же суннитском Исламе считается, что духовное и интеллектуальное уединение от мира лучше и выше физического отшельничества — но это уединение не должно быть постоянным и практиковать его нужно чаще всего во время поста в месяц Рамадан, — разъяснил муфтий.
Рассказал Саид Исмагилов и о ещё одной практике — зикр, то есть о молитвенном упоминании имен и атрибутов Бога, которая также разнится у суннитов и суфиев:
— В классической суннитской традиции зикр, его нормы и правила регламентированы и исполняются так, как это делал Пророк Мухаммед. В суфийских же сообществах существовали особые для каждого братства практики, которые становились обязательными и наделялись мистическими качествами. Неустанная постоянная молитва — зикр — имеет много общего с практиками православных монахов Синая и Афона, «Иисусовой молитвой»; также она похожа на индийские
Также Саид Исмагилов по просьбе нашего корреспондента рассказал и о сути третьей составляющей созерцательной практики — сама’а — слушание.
— Ислам — это очень аудиальная религия, в которой все строится не на визуальных образах, а на аудиальных. У мусульман нет традиции фокусировать свое внимание на
Как рассказал Саид Исмагилов, во время конференции присутствующие пришли к выводу, что у Ислама и христианства в этом вопросе есть много общего:
— Практически в созерцательных духовных практиках теми же инструментами пользуется и христианство — молитвы, слушание, упоминание, уединение (с той разницей, что у христиан уединение приняло форму монашества и аскетизма). То есть, несмотря на то, что существуют и различия (каждый идет своим путем)- есть и много общего.
Справка:
Лоренс Фримен (англ. Laurence Freeman) — католический священник,