Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов

Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
©ПвУ: Шейх Саид Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма»
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
©ПвУ: Георгий Коваленко, священник УПЦ, ректор Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
Людмила Филипович, доктор философских наук, профессор, отделение религиоведения Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
Обсуждение, круглый стол 09.05.2017 г.
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов
Мусульмане Украины очень опаздывают в своем религиозном возрождении, — Саид Исмагилов

Возможна ли религиозная община будущего? Какой она может быть? Как на нее смотрят философы и религиоведы? Как разорвать замкнутый круг постатеистической традиции в Украине  на эти и другие вопросы ответы искали участники круглого стола «Религиозная община будущего»  единство, не уничтожающее уникальности», который на днях прошел в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости. Как сообщает сайт Православие в Украине, среди присутствующих  руководители церквей и религиозных организаций, в том числе и муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов.

 Вопросы религиозного сообщества будущего для меня очень интересны, потому что я религиовед  исследую не только мусульманскую традицию, но и наблюдаю за тем, что происходит в других религиях, в частности в христианстве. И я постоянно думаю, какое место должны занять мусульмане Украины в будущем нашей страны.

Меня очень беспокоит то, что происходит в Западной Европе. Думаю, нам нужно избегать этой проблемы. Большое количество эмигрантов на протяжении ХХ-ХХI вв. попали в Европу исключительно по экономическим причинам. В частности, это война. Люди должны были становиться беженцами и бежать туда, где они могут найти какую-то социальную защиту, убежище, какую-то работу, получать зарплату, воспитывать детей И довольно успешная Европа их привлекает.

Но эти мусульмане в Европе ведут себя так, будто они являются последователями какой-то молодой религии, которые должны завоевывать, защищать свое маленькое пространство, и поэтому очень часто агрессивно относятся к окружающей среде.

Во время общения выясняется, что никакой проблемы, ненависти к соседу или кому-то другому у них нет. Но когда они оказываются полностью в другой культуре, то начинают замыкаться в «гетто», создавать свое маленькое сообщество, где они говорят на одном языке, имеют одинаковые взгляды, одинаковую религию. Таким образом они стараются держаться плеча друг друга и выжить в этом мире, который им кажется враждебным. Это не только о мусульманах, оказывается, что это общечеловеческая тенденция. Когда выходцы из Советского Союза приезжали в Соединенные Штаты, они создали там Брайтон-Бич, а те, кто переезжал из Китая, обустроили там свой малый Шанхай.

Сейчас я наблюдаю за тем, что происходит, когда переезжают крымские татары. Они также начинают создавать какой-то маленький круг во Львове, Дрогобыче, Виннице, Киеве они напуганы новой средой и желают иметь в ближайшем кругу людей, с которыми им легко общаться, с которыми у них есть общая память и культура.

Но со временем этот процесс нужно преодолеть, люди начнут интегрироваться. Почему я так считаю? Потому что смотрю на страны Европы  Боснию, Болгарию, Румынию, Литву, Польшу,  где есть более старые мусульманские общины. Здесь они существуют по 500700 веков и уже полностью адаптированы, интегрированы. Люди знают язык, уважают местную культуру, у них нет конфликтов. Знает ли кто-то каких-то исламских террористов из Болгарии, Румынии или Боснии? Если и есть такие случаи, то единичные.

А вот радикализация, которая происходит, например, во Франции, Бельгии, Великобритании,  это проблема того, что люди оказались в новой среде и им нужно время приспособиться. К сожалению, это используют проповедники радикализма.

Украина этот этап адаптации прошла уже давно. Наши мусульмане имели постоянное общение с украинцами со времен Крымского ханства, Гетманской Украины, в период Украины под Российской империей и Советского Союза. То есть нас, мусульман Украины, не нужно приучать общаться с христианами, иудеями  это все у нас уже есть. И это нужно противопоставлять тем тенденциям, которые происходят в Западной Европе.

Поэтому мусульманским деятелям Западной Европы я предлагаю нашу удачную модель адаптации.

Однако мусульмане Украины все же опаздывают в своем религиозном возрождении. После депортации всех крымских татар в 1944 году считалось, что мусульман в Украине нет. Но мы, как и греко-католическая церковь, были в подполье. Сейчас началась оккупация Крыма и Донбасса, и снова это возрождение переломано, так как основной акцент на религиозные институты делался на полуострове.

Сейчас все это забрали, и мы снова выходим на тот уровень, когда даже религиозное образование надо возрождать уже в других регионах Украины. И это проблема.

Мы постараемся проповедовать традиции, которые помогут мусульманам Украины не смотреть на проблемы, которые есть в других странах, а возрождать свою исламскую идентичность в соответствии с традициями, толерантностью и менталитетом в Украине,  сказал шейх Саид.

Георгий Коваленко, священник УПЦ, ректор Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости, в начале конференции рассказал о главной идее ее проведения:

 Мы сегодня реализовали идею, которая была заложена в концепцию Открытого православного университета с самого начала. Это идея  формулировать видение религиозной общины Украины будущего.

То есть если мы хотим увидеть изменения в нашей стране, изменения в отношениях между конфессиями и религиями, мы должны сформировать свое видение. Мы должны ответить на вопрос, какими должны быть эти отношения?

И мне кажется, что и единство, о котором сегодня много говорится, должно быть таким, что не уничтожает уникальность каждой из общин. Скажу больше  каждого человека. То есть должны научиться уважать мнение, веру, святыни и праздники друг друга.
Мы должны научиться слушать друг друга. Мы должны вести диалог  не для того, чтобы убедить, потому что это кажется мне несколько призрачной идеей. А диалог для того, чтобы понять другого, чтобы попытаться открыть и себя, и оппонента.

Ведь на самом деле, когда мы пытаемся понять кого-то или что-то, лучше понимаем, кем являемся мы. И в этом смысле этот диалог нужен каждому из нас, каждой из наших конфессий. Мы должны выстроить новое богословие, которое не будет мифологизировать другую религию или конфессию, не будет учить бояться, но, сохраняя уважение, в том числе, будет оставаться верным своей традиции, своей религии, своим убеждениям.

Думаю, это возможно в обществе, где не применяется насилие. Потому что когда нет соблазна применить насилие в отношении другого, убедить его с помощью силы, тогда возникают пути, где уникальность каждого уважается. И каждый из нас учится собственному достоинству. Потому что когда ты презентуешь себя, свою традицию, даже говоря об определенных недостатках, то ты учишься достойно относиться и к себе, и к другим.

Полностью отчет о выступлениях участников круглого стола  по ссылке.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.