Возможна ли религиозная община будущего? Какой она может быть? Как на нее смотрят философы и религиоведы? Как разорвать замкнутый круг постатеистической традиции в Украине — на эти и другие вопросы ответы искали участники круглого стола «Религиозная община будущего» — единство, не уничтожающее уникальности», который на днях прошел в Открытом православном университете Святой
— Вопросы религиозного сообщества будущего для меня очень интересны, потому что я религиовед — исследую не только мусульманскую традицию, но и наблюдаю за тем, что происходит в других религиях, в частности в христианстве. И я постоянно думаю, какое место должны занять мусульмане Украины в будущем нашей страны.
Меня очень беспокоит то, что происходит в Западной Европе. Думаю, нам нужно избегать этой проблемы. Большое количество эмигрантов на протяжении
Но эти мусульмане в Европе ведут себя так, будто они являются последователями
Во время общения выясняется, что никакой проблемы, ненависти к соседу или
Сейчас я наблюдаю за тем, что происходит, когда переезжают крымские татары. Они также начинают создавать
Но со временем этот процесс нужно преодолеть, люди начнут интегрироваться. Почему я так считаю? Потому что смотрю на страны Европы — Боснию, Болгарию, Румынию, Литву, Польшу, — где есть более старые мусульманские общины. Здесь они существуют по 500–700 веков и уже полностью адаптированы, интегрированы. Люди знают язык, уважают местную культуру, у них нет конфликтов. Знает ли
А вот радикализация, которая происходит, например, во Франции, Бельгии, Великобритании, — это проблема того, что люди оказались в новой среде и им нужно время приспособиться. К сожалению, это используют проповедники радикализма.
Украина этот этап адаптации прошла уже давно. Наши мусульмане имели постоянное общение с украинцами со времен Крымского ханства, Гетманской Украины, в период Украины под Российской империей и Советского Союза. То есть нас, мусульман Украины, не нужно приучать общаться с христианами, иудеями — это все у нас уже есть. И это нужно противопоставлять тем тенденциям, которые происходят в Западной Европе.
Поэтому мусульманским деятелям Западной Европы я предлагаю нашу удачную модель адаптации.
Однако мусульмане Украины все же опаздывают в своем религиозном возрождении. После депортации всех крымских татар в 1944 году считалось, что мусульман в Украине нет. Но мы, как и
Сейчас все это забрали, и мы снова выходим на тот уровень, когда даже религиозное образование надо возрождать уже в других регионах Украины. И это проблема.
Мы постараемся проповедовать традиции, которые помогут мусульманам Украины не смотреть на проблемы, которые есть в других странах, а возрождать свою исламскую идентичность в соответствии с традициями, толерантностью и менталитетом в Украине, — сказал шейх Саид.
Георгий Коваленко, священник УПЦ, ректор Открытого православного университета Святой
— Мы сегодня реализовали идею, которая была заложена в концепцию Открытого православного университета с самого начала. Это идея — формулировать видение религиозной общины Украины будущего.
То есть если мы хотим увидеть изменения в нашей стране, изменения в отношениях между конфессиями и религиями, мы должны сформировать свое видение. Мы должны ответить на вопрос, какими должны быть эти отношения?
И мне кажется, что и единство, о котором сегодня много говорится, должно быть таким, что не уничтожает уникальность каждой из общин. Скажу больше — каждого человека. То есть должны научиться уважать мнение, веру, святыни и праздники друг друга.
Мы должны научиться слушать друг друга. Мы должны вести диалог — не для того, чтобы убедить, потому что это кажется мне несколько призрачной идеей. А диалог для того, чтобы понять другого, чтобы попытаться открыть и себя, и оппонента.
Ведь на самом деле, когда мы пытаемся понять
Думаю, это возможно в обществе, где не применяется насилие. Потому что когда нет соблазна применить насилие в отношении другого, убедить его с помощью силы, тогда возникают пути, где уникальность каждого уважается. И каждый из нас учится собственному достоинству. Потому что когда ты презентуешь себя, свою традицию, даже говоря об определенных недостатках, то ты учишься достойно относиться и к себе, и к другим.
Полностью отчет о выступлениях участников круглого стола — по ссылке.