9 декабря завершилась Национальная встреча религиозных или основанных на убеждениях общин Украины, инициированная Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Департаментом по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины.
Итоги ее работы подвела руководитель департамента прав человека ОБСЕ/БДИПЧ Катажина Ярошевич-Варган.
− Сегодня мы скорее сформировали теоретические концепты диалога, − сказала она. − Ключевым является вопрос мира для Украины. Государство обязано поддержать взаимодействие различных религиозных групп и общественных структур. Было бы целесообразно создать национальную программу по диалогу. Но не стоит ждать инициативы от государства − приобщиться и начать процесс должен каждый. Основой должен быть принцип равенства, когда любой может стать участником и будет иметь одинаковые права на свой голос. Мы согласны помогать диалогу, но не можем создать и начать его для вас. Это ваш мир и ваша стабильность, − цитирует слова Катажины Ярошевич-Варган Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ).
В публикации также приведено мнение некоторых участников Нацвстречи, в частности о том, что в Украине годами говорят о диалоге в религиозной среде, однако до сих пор он не является практической частью повседневной жизни.
Впрочем, как отмечается, дискуссия, которая велась в течение двух дней, показала ценность равностороннего общения для всех представителей религиозных общин.
Один из организаторов встречи, глава Департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш отмечает, что для конструктивного диалога крайне необходимо восстановить рабочую межведомственную группу, которая ранее была ликвидирована:
− Парадокс заключается в том, что мы до сих пор говорим о необходимости диалога. В чем проблема? Украина имела опыт работы на всех уровнях, и современная религиозная жизнь несет отпечаток этих схем. Вопрос конфликтов находит отражение на первых страницах практических рабочих планов. Межведомственная группа, которая была посвящена этой тематике, провела три заседания и была расформирована. Мы пытаемся восстановить ее деятельность, − сказал Юраш.
По его словам, каждая организация должна осознать, что она «идет к другим с желанием что-то отдать и что-то взять»:
− И только тогда мы сможем говорить об успехе каких-либо диалогических идей и инициатив. Государство должно действовать на разных уровнях, в том числе на местном и региональном, благодаря чему мы избавимся от угроз извне. В сотрудничестве с международными организациями возможно привлечение авторитета государства к инициированию практических проектов по диалогу.
Проблемы религиозной среды дублируются и на общественном уровне, напомнил директор Казахского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис:
− Постсоветские общества застряли в транзите, в выстраивании горизонтальной коммуникации, сотрудничестве с властью. Надо усвоить, что не дубинкой по голове, а все же разговором можно чего-то достичь, − сказал он.
Директор Казахского международного бюро по правам человека и соблюдению законности акцентировал внимание на постановке цели, формы и методов диалога:
− Мы все еще находимся на этапе обучения: как можно общаться по собственной инициативе, а не по принуждению «сверху». Диалог может иметь информационно-коммуникативную цель, что позволит убирать мнимые угрозы и искать точки соприкосновения, − подчеркнул Евгений Жовтис. − Но есть и профилактическая цель − предупреждение угроз и попытки реагирования на вызовы. В Казахстане я постоянно напоминаю, что информационный вакуум не позволит изменить ситуацию, нужно пространство для диалога. Кто может быть инициатором? Кто угодно, но только при условии нейтралитета и уважения к позициям других.
Об обстоятельствах активной фазы конфликта, при которых живет Украина, вспомнила директор организации «Межрелигиозная Шотландия», доктор Морин Сиер:
− Контексты Шотландии и Украины отличаются. Но у меня сложилось ощущение, что люди делятся информацией о конфликтах, а не верят в хорошую возможность изменить ситуацию путем диалога. Хотя они могут собраться вместе и работать на общее благо, не изменяя своих интересов. Должно формироваться видение мира. Может, это будет совместная молитва, которая станет ежемесячной традицией. Например, первый понедельник месяца, когда совместные молитвы будут звучать в церкви, мечети, синагоге. Пригласите представителей государства, чтобы они видели эти проявления и могли приобщаться.
Практические пути сотрудничества, в частности в христианско-мусульманском диалоге, предложил муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов: защита и популяризация нравственных ценностей; благотворительные проекты и волонтерство; защита и проповеди национальных интересов Украины. Примером такого симбиоза муфтий назвал сотрудничество с греко-католическим капелланом Петром Пустельником, в подразделении которого служат пятеро мусульман. Уже неоднократно он передавал им Кораны, а недавно еще и книгу о жизни пророка Мухаммада.
− В отличие от европейского кризиса, украинские мусульмане являются автохтонным населением, − добавил Исмагилов. − Они на протяжении веков имели опыт диалога и сосуществования с христианами, иудеями и караимами. Но в современных условиях мигранты нуждаются в адаптации к новым обществам, что не может происходить быстро. Они же могут стать новым потенциалом для будущего Европы, − отметил муфтий, − но в условиях равных прав и воспитания мусульманских лидеров, которые будут уважать язык, историю и культуру новой Родины.
Среди гостей мероприятия также были представители РУНверы, в частности председатель организации Объединение сыновей и дочерей Родной украинской веры Сергей Шкаровский. Он сказал о монотеистичности РУНверы, которая видит единого Бога, воплощенного в различных духовных традициях. Докладчик остановился на вопросе украинскости украинцев в условиях «развитого государственного рабства». Кроме этого, он дал свою оценку позиции клириков УПЦ (МП), назвав их «пятой колонной». По его словам, они раздувают конфликт между Украиной и Россией. Сергей предлагает государству вмешаться в ситуацию конфликта, а не прятать его в информационном пространстве.
Еще одной проблемой украинского общества является ресоциализация украинцев, выехавших из оккупированных регионов Донецкой и Луганской областей, Крыма. Архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ (о) Игорь (Исиченко) лично работает с пострадавшими и отслеживает проблему. По его мнению, это еще одно поле для взаимодействия с государством.
− Людям надо вернуть доверие к органам власти, − добавил владыка. − Они разочаровались в них в течение событий последних лет, а сотрудничество с религиозными общинами в волонтерстве может изменить среду. Мы все встали перед вызовом благотворительности.
− Нередко религиозная среда хочет, чтобы о религии писали только положительное, минуя конфликты, − поднял тему информационной работы директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский:
− Представляя конфликты, которые сейчас существуют в межправославных отношениях, медиа не всегда пытаются докопаться до истины, зато играют на сенсационности. К сожалению, и церковные СМИ не стремятся способствовать диалогу, а отдельные откровенно пытаются раздуть скандалы.
Также между более либеральным миром медиа и консервативной церковной средой возникают ценностные конфликты. Даже если говорить об общественном доверии, то Церковь уже не на первом месте, а уступает волонтерам.
− Мы видим большое доверие общества к волонтерам, потому что они активно работают. Социальное служение религиозных общин также положительно воспринимается. Но при современном конфликте секулярного и религиозного, постмодернистского отношения к авторитетам, действия духовных лидеров подпадают под критическую оценку, − отметил Т. Антошевский.
Директр РИСУ в этом контексте привел пример отношения социума к выступлениям Главы УГКЦ Святослава (Шевчука), напомнив, что когда несколько лет назад тот осудил деятельность режима Януковича, социум поддержал подобную позицию. Но как только речь зашла о запрете абортов и высказывании религиозной точки зрения, как эти же лица взорвались осуждением и обвинили церковного лидера в крайнем консерватизме.
− Радикализация противостояния религиозного и секулярного растет, − отметил Т. Антошевский. − И нередко бывает так, что в момент развертывания конфликта миротворцы подвергаются критике с обеих сторон. Для определенных кругов показывать свою религиозность становится не только «не модно» − за это можно нарваться на насмешки. Критики общественной позиции Церкви в своих оценках даже цинично злоупотребляют религиозными терминами.
После выступлений второго дня состоялось оживленное обсуждение поднятых тем. В частности, звучали риторические вопросы о том, можно ли говорить о перспективах диалога, когда так много обсуждаются конфликты, которые существуют. В ответ прозвучало мнение, что как раз пропаганда диалога должна уменьшить остроту конфликта. Ведь если б на разных уровнях, часто не публично, ни происходил диалог, эти конфликты уже давно переросли в острую форму.
Также в этот день была представлена деятельность Адвентистского агентства помощи и развития Украины, Украинской межконфессиональной миссии духовной и благотворительной опеки в местах лишения свободы.