В материковой Украине в течение последнего года стало модно болеть за крымских татар, но признаем, что такое отношение к сонароду начало формироваться только после аннексии, когда мир наконец оценил проукраинскость представителей этой нации. Теперь в разных городах страны порой можно встретить крымскотатарский флаг и даже украинские телеканалы время от времени размещают его в углу рядом с
В этой статье представлены результаты проекта «Толерантные учебники — толерантное общество», проведенного в 2010–2011 годах при поддержке фонда «Возрождение» организацией «Совет учителей» (Бахчисарай), руководитель — Диляра Сейтвелиева, исследователи — Эльведин Чубаров и автор этих строк. Цель проекта — исследование текстов в учебниках гуманитарного цикла для средних общеобразовательных школ на предмет содержания фрагментов нетолерантного отношения к национальным и религиозным меньшинствам.
Было проанализировано 52 школьных учебника и пособия по предметам гуманитарного цикла. 50 из них рекомендованы Министерством образования и науки Украины для средних общеобразовательных школ
Книги для самых маленьких
Учебники для первоклассников должны предоставить ученикам в доступной форме общие знания об окружающем мире, о родной стране, об обществе, полноправными членами которого они являются. При этом авторам следует следить за соблюдением принципов правдивости и объективности. И этими принципами они часто пренебрегают. Вчитаемся в фрагмент из пункта «звезды родного края» учебника для первоклассников «Я и Украина. Окошечко» (Бибик Н. М., Коваль Н. С. — М., 2007):
«Каждый город или село имеет старинные сооружения: дома, храмы, памятники и тому подобное. В Киеве это Золотые ворота, Софийский собор,
Больше всего спекуляций в учебниках по истории возникает на фоне
Заметим, что Крым не город и не деревня, а полуостров,
Больше всего спекуляций возникает на фоне истории
— Какая вера бусурманская?
— Турецкая, отец! — Ответили казаки.
— А в чьей неволе Крещеный народ?
— В турецкой! — Зашумели казаки.
— Так что же долго совещаться и ссориться, выбирайте побыстрее гетмана, и пойдем освобождать Крещеный народ из неволи, — сказал Сагайдачный.
Далее в тексте приведены церемония выборов гетмана и снова говорится о врагах. Отметим, что перед нами не учебник по истории, а книга для чтения, и уместность отрывка с такой экспрессивной окраской вызывает сомнения. «Бусурманская» (а по сути, мусульманская) вера представлена в негативном свете, и в сознании ребенка закладывается стереотип, что борьба казаков против иноверцев была праведной, а турки и татары — это враги, виновные в порабощении христианского народа.
Учебники по истории
Для закрепления материала о Крымском ханстве в учебнике для пятого класса «Введение в историю Украины» (Миса В. О. — К., 2010) автор ставит вопрос: «Подумаем. Как Крым стал татарским?». Следующий абзац написан так, чтобы подчеркнуть воинственность и жестокость крымских татар, зависимость ханства от Османской империи, тяжести его экономики к торговле людьми, откуда и постоянные набеги на Украину (тогда как исследования историков свидетельствуют, что доля работорговли в экономике ханства не превышала 15%). В то же время казаки показаны благородными рыцарями, «рабам давали волю», «освобождали пленных», тогда как историкам известно запорожцы также формировали полон из подданных ханства (исследователи этого вопроса расскажут вам еще и о том, что иногда казакам даже удавалось продать крымских рабов в самом Крыму греческим работорговцам).
Затронуты в учебнике темы передачи полуострова Украине в 1954 году и депортации крымских татар. Включение Крыма в состав УССР показано тяжелой ношей, которую вынужден был нести украинский народ. Относительно депортации сказано только, что она охватила крымских татар (об армянах, болгарах, греках, немцах не упоминается) и причиной стало обвинение в сотрудничестве с нацистами. О том, что оно было безосновательное, что большая часть этого народа воевала против гитлеровцев на стороне Красной армии и с нацистами сотрудничало значительно больше славян, чем крымских татар (вспомним отряды русского военачальника Власова), не сказано ничего, как и о том, кто и какими методами осуществлял депортацию, какие ее трагические последствия, когда крымские татары смогли вернуться на родину и всем ли это удалось.
Учебник для седьмого класса «История Украины» (Смелый В. А., Степанков В. С. — К., 2007) представляет обширный материал, посвященный Крымскому ханству и его отношениям с украинцами. Анализируя социальную структуру новообразованного государства, авторы подчеркивают отсталость, «раннегосударственный» характер крымскотатарского общества, в котором «только зарождались» феодальные отношения, чтобы потом обусловить его воинственность и агрессивность по отношению к соседним территорий. Разумеется, авторы не углубляются в детали, чтобы объяснить, что на самом деле Крымский ханат имел привычную для многих государств своего времени (в том числе и для Речи Посполитой, в состав которой тогда входила большая часть нынешних украинских земель) систему «феодальной сословной демократии» с выборным монархом. Другое дело, что дальнейшее развитие его политической системы искусственно тормозили османские султаны, заинтересованы в сохранении контроля над Крымом как источником дешевой военной силы и невольников.
Целый параграф учебника посвященный религиозной ситуации в Украине с объяснением особенностей протестантских течений, распространенных в то время. Однако ни строчки об исламе на землях Крымского ханства, которые позже составили большую часть территории современной Украины, не сказано и о такой известный учебное заведение XVI века, как
В учебнике «История Украины» для восьмого класса (Власов В. С., Данилевская О. М. — К., 2010) аннексию Россией Крымского ханства украинские авторы, как и многие поколения великодержавных и советских историков, называют «присоединением».
В качестве положительного примера можно отметить фактографически точное отражение в учебнике для
Учебники по литературе
Среди учебной литературы для общеобразовательных школ в «зону риска» на предмет наличия текстов нетолерантного содержания попадают и учебники и пособия по литературе. Как ни странно, такие тексты можно найти в учебнике, предназначенном для заведений с обучением на языках национальных меньшинств. А именно в «Украинской литературе» для седьмого класса (Радченко А. Ф., Балина К. Н., Тригуб И. А. — М., 2008).
Сразу отметим, что во введении правильные наставления о родном языке, однако положительный оттенок обращение к читателям омрачен рядом фрагментов из литературных произведений. В «Думе о Марусе Богуславке» тема любви к народу выстроена на сравнении и даже противопоставлении родного края и чужбины, своей и чужой культур, религий, свободы и неволи.
В исторической повести Андрея Чайковского «За сестрой» сюжет построен на истории спасения украинской девочки Анны ее братом Павлушей с татарской неволи в далекие времена. Произведение насыщено динамичными событиями, разворачивающимися на географических просторах Украины и Крымского ханства, и касается ряда сложных проблем во взаимоотношениях между крымскими татарами и украинацми (набеги, плен, работорговля).
«Степан! Оружие бери! В селе татары!
Дети стали плакать, а дед выбежал опрометью из дома…
На дворе стало ясно от пожара. Целое село проснулось. Люди с криком, шумом и криком стали спасать свою рухлядь. Выгоняли товар из конюшни и выносили из домов свои пожитки.
О спасении горящих домов не было и думать. Не было чем тушить, а соломенные кровли, высушенные от солнца, занимались одна за другой. В селе стало как в аду…
В этой волны с обеих сторон на площадь двигалась черная валка, сбитая в кучу. Казалось, что
Тема трагизма исторических отношений украинского и крымскотатарского народов через литературные произведения представлена и на страницах других учебников. Вряд ли оправдано описание содержится в книге для девятого класса (Мищенко А. И. — К., 2009), в которой приведен фрагмент из свадебной песни, где «продавца» невесты сравнивают с татарином. Опытный читатель поймет, что это место в песне является отголоском исторической памяти о плене и работорговле в древние времена, и поймет ли сам это без квалифицированных объяснений школьник?
«Ждут молодого, который, вернувшись теперь уже за женой, платит последний выкуп — за право сесть возле невесты. На пороге его встречают
В основном «продавцом» невесты был ее брат, поэтому к нему и обращались дружки в песне:
«Ой татарин братичок,
Татарин,
Продал сестрицу
Даром».
Всего в результате исследования выделено 170 нетолерантных фрагментов из 28 учебников и пособий. Большинство случаев касалось крымских татар.
Если Украина — общий дом
Только возразить, что школьные учебники — это не только «поставщик» знаний, но и «строитель» мировоззрения личности. От их содержания во многом зависят ценности юных граждан страны, а затем и ее развитие. Поэтому очень важно, чтобы учебные книги содержали максимально взвешенную, корректную информацию о народах, населяющих современную Украину — государство полиэтническое и поликонфессиональное.
Во всех исследуемых учебниках и пособиях по истории Украины для девятых — одиннадцатых классов общеобразовательной школы события и исторические процессы в
Крымские татары в этих книгах не упоминаются ни в описаниях
Поскольку наше современное государство является полиэтническим и поликонфессиональным, очень важно, чтобы школьные учебники содержали максимально взвешенную, корректную информацию о народах, ее населяющих. Конечно, история земель современной Украины, как и большинства государств мира, насыщенна войнами, борьбой, жестокостью, а отношения между народами, ее населяющие не были равными на протяжении веков. И говорить об этом нужно. Но стоит помнить: если теперь Украина является нашим общим домом, то ее история должна быть освещена без умолчаний в пользу одних и без обвинений других. Если речь идет о школьном образовании, которое имеет целью, в частности, воспитание гражданина, то оно должно придерживаться баланса между принципами объективности, историчности, научности.
К сожалению, к результатам этого исследования в 2011 году мало кто прислушивался. Вряд ли изменения в образовании помешали бы прошлогодний аннексии, но смеем предположить, что слабая система пропаганды и антипропаганды в школах сыграла свою роль в разделенности Украины.
Автор Ґульнара Бекирова
Источник: Украинская Неделя