Потворствовало ли школьное образование расколу в украинском обществе?

В материковой Украине в течение последнего года стало модно болеть за крымских татар, но признаем, что такое отношение к сонароду начало формироваться только после аннексии, когда мир наконец оценил проукраинскость представителей этой нации. Теперь в разных городах страны порой можно встретить крымскотатарский флаг и даже украинские телеканалы время от времени размещают его в углу рядом с сине-желтым. Впрочем, пока не произошло аннексии, отношение к Крыму было скорее равнодушным, а к крымским татарам порой и враждебным. Что дает основания так утверждать? НЕ возгласы в маршрутках или на базарах и даже не журналистские материалы, а анализ школьных учебников. Только возразить, что они являются лакмусовой бумажкой гуманитарной политики правительства. На примере этих книг можно продемонстрировать, какие ценности прививает своим гражданам государство, на каких приоритетах оно строит свое будущее.

В этой статье представлены результаты проекта «Толерантные учебники  толерантное общество», проведенного в 20102011 годах при поддержке фонда «Возрождение» организацией «Совет учителей» (Бахчисарай), руководитель  Диляра Сейтвелиева, исследователи  Эльведин Чубаров и автор этих строк. Цель проекта  исследование текстов в учебниках гуманитарного цикла для средних общеобразовательных школ на предмет содержания фрагментов нетолерантного отношения к национальным и религиозным меньшинствам.

Было проанализировано 52 школьных учебника и пособия по предметам гуманитарного цикла. 50 из них рекомендованы Министерством образования и науки Украины для средних общеобразовательных школ IIII степеней. Среди этих книг есть как русскоязычные, так и русскоязычные (переводы или оригиналы), по которым в основном учились школьники Крыма. В статье приведены цитаты из оригинала.

Книги для самых маленьких

Учебники для первоклассников должны предоставить ученикам в доступной форме общие знания об окружающем мире, о родной стране, об обществе, полноправными членами которого они являются. При этом авторам следует следить за соблюдением принципов правдивости и объективности. И этими принципами они часто пренебрегают. Вчитаемся в фрагмент из пункта «звезды родного края» учебника для первоклассников «Я и Украина. Окошечко» (Бибик Н. М., Коваль Н. С.  М., 2007):

«Каждый город или село имеет старинные сооружения: дома, храмы, памятники и тому подобное. В Киеве это Золотые ворота, Софийский собор, Киево-Печерская лавра. Во Львове  площадь Рынок, Высокий замок. В Крыму  Воронцовский дворец. Эти памятники являются образцами культуры прошлого».

Больше всего спекуляций в учебниках по истории возникает на фоне украинско-татарских отношений

Заметим, что Крым не город и не деревня, а полуостров, административно-территориально  республика. Во всех примерах, кроме крымского действительно речь идет об авторитетных памятниках прошлого. А здесь как символический объект, характеризующий регион, приведен относительно новый архитектурный памятник, который олицетворяет для коренного народа период российского владычества, сопровождавшийся господством царской администрации, политикой изымания земель, вытеснением из родного края коренных жителей. Зато в Крыму есть немало других историко-культурных памятников, достойных упоминания в учебнике: связанные с крымскими татарами  мечеть Узбека, Бахчисарайский ханский дворец-музей, древними греками  Херсонес, с генуэзцами  крепость в Судаке, с различными этносами  Чуфут-Кале.

Больше всего спекуляций возникает на фоне истории украинско-татарских отношений. В учебнике для третьего класса «Книга по чтению» (Пуговица И. Ф.  М., 2003) младший школьник впервые знакомится с врагами украинского народа. Приведен фрагмент, посвященный выборам гетмана Запорожской Сечи, а в нем  слова Петра Конашевича-Сагайдачного:

 Какая вера бусурманская?

 Турецкая, отец!  Ответили казаки.

 А в чьей неволе Крещеный народ?

 В турецкой!  Зашумели казаки.

 Так что же долго совещаться и ссориться, выбирайте побыстрее гетмана, и пойдем освобождать Крещеный народ из неволи,  сказал Сагайдачный.

Далее в тексте приведены церемония выборов гетмана и снова говорится о врагах. Отметим, что перед нами не учебник по истории, а книга для чтения, и уместность отрывка с такой экспрессивной окраской вызывает сомнения. «Бусурманская» по сути, мусульманская) вера представлена в негативном свете, и в сознании ребенка закладывается стереотип, что борьба казаков против иноверцев была праведной, а турки и татары  это враги, виновные в порабощении христианского народа.

Учебники по истории

Для закрепления материала о Крымском ханстве в учебнике для пятого класса «Введение в историю Украины» (Миса В. О.  К., 2010) автор ставит вопрос: «Подумаем. Как Крым стал татарским?». Следующий абзац написан так, чтобы подчеркнуть воинственность и жестокость крымских татар, зависимость ханства от Османской империи, тяжести его экономики к торговле людьми, откуда и постоянные набеги на Украину (тогда как исследования историков свидетельствуют, что доля работорговли в экономике ханства не превышала 15%). В то же время казаки показаны благородными рыцарями, «рабам давали волю», «освобождали пленных», тогда как историкам известно запорожцы также формировали полон из подданных ханства (исследователи этого вопроса расскажут вам еще и о том, что иногда казакам даже удавалось продать крымских рабов в самом Крыму греческим работорговцам).

Затронуты в учебнике темы передачи полуострова Украине в 1954 году и депортации крымских татар. Включение Крыма в состав УССР показано тяжелой ношей, которую вынужден был нести украинский народ. Относительно депортации сказано только, что она охватила крымских татар (об армянах, болгарах, греках, немцах не упоминается) и причиной стало обвинение в сотрудничестве с нацистами. О том, что оно было безосновательное, что большая часть этого народа воевала против гитлеровцев на стороне Красной армии и с нацистами сотрудничало значительно больше славян, чем крымских татар (вспомним отряды русского военачальника Власова), не сказано ничего, как и о том, кто и какими методами осуществлял депортацию, какие ее трагические последствия, когда крымские татары смогли вернуться на родину и всем ли это удалось.

Учебник для седьмого класса «История Украины» (Смелый В. А., Степанков В. С.  К., 2007) представляет обширный материал, посвященный Крымскому ханству и его отношениям с украинцами. Анализируя социальную структуру новообразованного государства, авторы подчеркивают отсталость, «раннегосударственный» характер крымскотатарского общества, в котором «только зарождались» феодальные отношения, чтобы потом обусловить его воинственность и агрессивность по отношению к соседним территорий. Разумеется, авторы не углубляются в детали, чтобы объяснить, что на самом деле Крымский ханат имел привычную для многих государств своего времени (в том числе и для Речи Посполитой, в состав которой тогда входила большая часть нынешних украинских земель) систему «феодальной сословной демократии» с выборным монархом. Другое дело, что дальнейшее развитие его политической системы искусственно тормозили османские султаны, заинтересованы в сохранении контроля над Крымом как источником дешевой военной силы и невольников.

Целый параграф учебника посвященный религиозной ситуации в Украине с объяснением особенностей протестантских течений, распространенных в то время. Однако ни строчки об исламе на землях Крымского ханства, которые позже составили большую часть территории современной Украины, не сказано и о такой известный учебное заведение XVI века, как Зынджырлы-медресе в Бахчисарае.

В учебнике «История Украины» для восьмого класса (Власов В. С., Данилевская О. М.  К., 2010) аннексию Россией Крымского ханства украинские авторы, как и многие поколения великодержавных и советских историков, называют «присоединением».

В качестве положительного примера можно отметить фактографически точное отражение в учебнике для 11-классников «Новейшая история Украины. Часть вторая (19392001)» (Турченко Ф.Г., Тимченко С. М., Панченко П. П.  К., 2001) депортации крымских татар, армян, болгар, греков с территории Крыма и южных регионов Украины. Это, пожалуй, единственная объективная информация об этом страшном событии в отечественных учебниках.

Учебники по литературе

Среди учебной литературы для общеобразовательных школ в «зону риска» на предмет наличия текстов нетолерантного содержания попадают и учебники и пособия по литературе. Как ни странно, такие тексты можно найти в учебнике, предназначенном для заведений с обучением на языках национальных меньшинств. А именно в «Украинской литературе» для седьмого класса (Радченко А. Ф., Балина К. Н., Тригуб И. А.  М., 2008).

Сразу отметим, что во введении правильные наставления о родном языке, однако положительный оттенок обращение к читателям омрачен рядом фрагментов из литературных произведений. В «Думе о Марусе Богуславке» тема любви к народу выстроена на сравнении и даже противопоставлении родного края и чужбины, своей и чужой культур, религий, свободы и неволи.

В исторической повести Андрея Чайковского «За сестрой» сюжет построен на истории спасения украинской девочки Анны ее братом Павлушей с татарской неволи в далекие времена. Произведение насыщено динамичными событиями, разворачивающимися на географических просторах Украины и Крымского ханства, и касается ряда сложных проблем во взаимоотношениях между крымскими татарами и украинацми (набеги, плен, работорговля).

«Степан! Оружие бери! В селе татары!

Дети стали плакать, а дед выбежал опрометью из дома

На дворе стало ясно от пожара. Целое село проснулось. Люди с криком, шумом и криком стали спасать свою рухлядь. Выгоняли товар из конюшни и выносили из домов свои пожитки.

О спасении горящих домов не было и думать. Не было чем тушить, а соломенные кровли, высушенные от солнца, занимались одна за другой. В селе стало как в аду

В этой волны с обеих сторон на площадь двигалась черная валка, сбитая в кучу. Казалось, что какое-то черное, как ночь, облако упало на землю и сует лавой с двух сторон в село. А с того облака безостановочно раздавался чертовский крик: Аллах, Аллах!. Раздалось несколько выстрелов из ружей, и это их не остановило. Татары уже были на площади. Теперь можно их было при свете пожара распознать. Они разбежались и стали ловить людей».

Тема трагизма исторических отношений украинского и крымскотатарского народов через литературные произведения представлена и на страницах других учебников. Вряд ли оправдано описание содержится в книге для девятого класса (Мищенко А. И.  К., 2009), в которой приведен фрагмент из свадебной песни, где «продавца» невесты сравнивают с татарином. Опытный читатель поймет, что это место в песне является отголоском исторической памяти о плене и работорговле в древние времена, и поймет ли сам это без квалифицированных объяснений школьник?

«Ждут молодого, который, вернувшись теперь уже за женой, платит последний выкуп  за право сесть возле невесты. На пороге его встречают хлебом-солью теща с тестем.
В основном «продавцом» невесты был ее брат, поэтому к нему и обращались дружки в песне:

«Ой татарин братичок,
Татарин,
Продал сестрицу
Даром».

Всего в результате исследования выделено 170 нетолерантных фрагментов из 28 учебников и пособий. Большинство случаев касалось крымских татар.

Если Украина  общий дом

Только возразить, что школьные учебники  это не только «поставщик» знаний, но и «строитель» мировоззрения личности. От их содержания во многом зависят ценности юных граждан страны, а затем и ее развитие. Поэтому очень важно, чтобы учебные книги содержали максимально взвешенную, корректную информацию о народах, населяющих современную Украину  государство полиэтническое и поликонфессиональное.

Во всех исследуемых учебниках и пособиях по истории Украины для девятых  одиннадцатых классов общеобразовательной школы события и исторические процессы в XIXXX и в начале XXI века рассматривают исключительно на этнически украинских землях и с позиции положения и развития украинского этноса: новых явлений в экономике, состояния культуры и образования, формирования национально-освободительного движения и его идеологии, религиозной жизни и тому подобное. Другие этнические группы, которые принимали участие в формировании украинской политической нации на территориях, вошедших в современное Украинское государство, или выпадают из этого описания, или показаны как «враги» и «предатели» Украинцев.

Крымские татары в этих книгах не упоминаются ни в описаниях общественно-политических движений, ни в контексте социально-экономических частности, изымания земель и волн массовой эмиграции из причерноморских степей и Крыма), ни в разделах о культуре и религиозной жизни, о начале национального возрождения. В истории культуры и образования опять-таки речь идет только об этнических украинцах, тогда как хоть беглые упоминания о славном крымскотатарском просветителе Исмаиле Гаспринском, или о великом караимском писателе и археологе Аврааме Фирковиче или о Зынджырлы-медресе (основано в 1500 в Бахчисарае), одно из древнейших заведений Восточной Европы, также могли бы пробуждать в маленьких гражданах гордость за свою страну, за ее историю, понимание того, что участниками ее построения было немало выдающихся людей, которые принадлежали к разным нациям. В современных учебниках гуманитарного цикла (история, литература, этика) не выявлено ни одного более-менее серьезного текста о таких мировых религиях, как ислам или иудаизм, не приведено ни одной цитаты из священной книги мусульман  Корана.

Поскольку наше современное государство является полиэтническим и поликонфессиональным, очень важно, чтобы школьные учебники содержали максимально взвешенную, корректную информацию о народах, ее населяющих. Конечно, история земель современной Украины, как и большинства государств мира, насыщенна войнами, борьбой, жестокостью, а отношения между народами, ее населяющие не были равными на протяжении веков. И говорить об этом нужно. Но стоит помнить: если теперь Украина является нашим общим домом, то ее история должна быть освещена без умолчаний в пользу одних и без обвинений других. Если речь идет о школьном образовании, которое имеет целью, в частности, воспитание гражданина, то оно должно придерживаться баланса между принципами объективности, историчности, научности.

К сожалению, к результатам этого исследования в 2011 году мало кто прислушивался. Вряд ли изменения в образовании помешали бы прошлогодний аннексии, но смеем предположить, что слабая система пропаганды и антипропаганды в школах сыграла свою роль в разделенности Украины.

Автор Ґульнара Бекирова

Источник: Украинская Неделя

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.