На круглом столе «Современные трансформационные процессы в исламском мире: вызовы, проблемы, перспективы», который состоялся 23 апреля в Институте всемирной истории НАН Украины в Киеве с докладом выступил переводчик Корана на украинский язык, кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович. Темой выступления ученого были вопросы современной мусульманской философии «в широком смысле и как идеологии, и как религиозной мысли».
— В исламоведческой традиции принято, что ислам это не только собственно религия в европейском смысле. Это и общество, и политика, и экономика и практически все сферы жизни. Скажем кораническое понятие «дин» обычно переводят как «религия», но это очень свободный перевод. «Дин» может быть и «закон», и «отношения власти и подчиненных». То есть очень широкие смыслы и я буду говорить сегодня об этих вещах.
Когда речь идет о современной мусульманской философии, возникает вопрос, что это за понятие и насколько можно говорить сегодня о современной мусульманской философии?
Если посмотреть на отделение востоковедения западных университетов, то мы видим многих выходцев с Ближнего Востока, которые занимаются этими темами, которые по новому переосмысливают события, происходящие в так называемом исламском мире. Мы видим примеры высокой культуры, представленные выходцами из Ближнего Востока. С другой стороны, мы смотрим на действия так называемого Исламского государства, или движения Талибан, или разного рода политические движения во всем мусульманском мире и видим примеры откровенно варварского отношения к культурным ценностям.
Вспомним хотя бы события в городе Тимбукту в Мали. (В ходе антитеррористической операции, начавшейся в январе 2013 года, 27 января город был занят малийскими и французскими войсками. Повстанцы оставили город без боя, однако сожгли здание исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тыс. арабских и древнегреческих рукописей, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).
Подобные вещи совершались практически по всей
Итак, что же происходит сегодня в головах исламских интеллектуалов? И собственно кто они и почему они реагируют на события в исламском мире не совсем так, как хотелось бы многим представителям ислама и многим европейцам?
И вот теперь мы видим современную мусульманскую философию. Если мы посмотрим на развитие пост классической философии с периода с XIII по XVIII века, то у нас чуть ли не единственным примером существенной интеллектуальной традиции оставалась Персия во времена династии Сефевидов. Когда возродился так называемый ишракизм и другие движения. Даже был больший интерес к Аристотелю, Платону, чем, например, в средневековье. Под влиянием Ибн Сины, в частности, началось возрождение логики. Сейчас известные западные исследователи называют этот период исламским ренессансом. Давайте посмотрим на Османскую империю, в том числе Крым, где тоже появлялись образцы качественного интеллектуального продукта, которые в
Если говорить о современной мусульманской философии, то у нас есть один вопрос. Если средневековая мусульманская философия прежде всего отличалась арабским языком, потому что она была языком культуры, религии, науки, то позже — в современный период, мы встретим национальные исламские философские традиции, например, турецкую философскую мысль.
Арабский язык перестал быть языком философии, языком интеллектуальной жизни. Состоялась интересная трансформация арабского языка: начала создаваться западная семантика под влиянием французского и английского языка. Например, как сказать
Возьмем джихадиста Абу Мухаммад
А интересны ли западному читателю современные мусульманские мыслители? К сожалению, не так сильно, а почему? Давайте посмотрим на заголовки их работ, которые преимущественно звучат так: «Ислам и…». Есть множество исследований: «Ислам и женщина», «Ислам и политика», «Ислам и экономика». К сожалению, ислам мыслится этими авторами как замкнутый блок, от имени которого они говорят. Но представляют они не весь ислам и возникает вопрос, кто им дает право говорить от имени всего ислама? Тогда как в классической исламской традиции такого никогда не было. Там были конкретные ссылки: в Коране сказано, в сунне сказано,
Какие есть перспективы развития современной исламской интеллигенции в самом философском измерении? Если мы посмотрим программы большинства религиозных университетов исламского мира, то мы видим, что там вопрос гуманитаристики в современном значении почти не изучается. То есть вся гуманитаристика часто сводится к чисто религиозному подходу. Тогда как в средневековье была целая отрасль рациональных наук, изучавшихся религиозными деятелями. Например, практически все исламские ученые прошлого изучали логику и владели логическим аппаратом. Отсюда мы имеем калам как традицию исламской богословской мысли.
Сейчас возникает очень насущная необходимость в развитии нового исламского образования, которое бы более критически относилось не только ко всему западному, но и ко взгляду на свое собственное наследство, которое желательно воспринимать не как нечто завершенное и однозначное, а, прежде всего, как
Итак, буду иметь публикацию по этой теме и у тех, кто заинтересовался, будет возможность познакомиться подробнее. Благодарю за внимание!