Мусульманский мир всегда был важным фактором европейской внутренней политики. В течение последних нескольких лет мы имели возможность наблюдать подтверждение этого тезиса не только в глобальном контексте, но и в украинских реалиях — мусульманское сообщество стало важным фактором
Известно, что именно в Остроге появилась первая мечеть на территории современной Украины, которая была построена не Крымским ханством и не Османской империей, а собственно украинцами, а именно представителем древнеукраинского рода, государственным деятелем Великого княжества Литовского Константином Острожским, который возвел ее для татар, состоявших у него на службе. Символично, что первый полный перевод смыслов Корана с оригинала на украинский язык осуществил именно острожский научный работник. Можем ли мы сегодня считать Острог одним из центров исламоведческих студий в Украине?
— Исторические традиции, заложенные на Волыни еще в тот давний период (прежде всего — Острожской академией
Исполняется уже четыре года со времени представления первого издания полного перевода смыслов Корана на украинский язык. Можно ли сегодня на основе этой перспективы оценить, как повлияло появление данного текста на жизнь мусульманского сообщества Украины и на развитие востоковедения?
— Буквально на днях вышло из печати еще два издания перевода смыслов Корана (уже третье и четвертое) — в Турции и в Украине. На самом деле в настоящий момент исламское общество переживает определенный период своеобразной украинизации — не только количество
«В НАШЕМ ВОСТОКОВЕДЕНИИ КАЖДЫЙ «НА СВОЕМ ХУТОРЕ»
Как вы в целом оцениваете уровень востоковедения, арабистики, исламоведения в Украине? Сохраняется ли в украинском востоковедении преемственность традиции исследований, связь с достижениями первых украинских востоковедов, в частности Агатангела Крымского?
— Если быть откровенным — такое впечатление, что в нашем востоковедении (и не только) каждый «на своем хуторе». У нас нет мощных профессиональных объединений востоковедов, как в странах Запада, где каждое ежегодное собрание таких союзов превращается в настоящую выставку собственных научных наработок и обмена мнениями. Следует понимать, что востоковедение — это, например, и изучение средневековых памятников культуры народов Ближнего Востока, и исследование
Недавно вы представили исторический очерк «Большая Волынь и мусульманский Восток», в котором речь идет о мусульманском присутствии на Волыни и о значении мусульманских источников для изучения истории этого региона. Какие ключевые открытия удалось осуществить в рамках исследования? Какой является роль мусульманских источников для украинской историографии в целом, какие преимущества и ограничения они имеют по сравнению с другими источниками?
— Есть немало средневековых источников на арабском и персидском языках, которые повествуют о Руси. Я специально не употребляю понятие «Киевская Русь», потому что оно арабам было неизвестно (это же вообще кабинетный термин). Известна была «Русь» или «Рось», известна была Киевщина, а также города Руси; конкретно в указанном исследовании было обнаружено, что такие арабские географы и историки как
«БОЛЬШИНСТВО УКРАИНСКИХ МУСУЛЬМАН — ТОЛЕРАНТНЫЕ, УРАВНОВЕШЕННЫЕ ЛЮДИ»
В течение последних трех лет гражданская позиция и патриотизм многих украинских мусульман получили для них авторитет и уважение со стороны остального общества. По вашему мнению, способствовала ли государственная политика утверждению этих позитивных тенденций? Какими являются ключевые факторы интеграции мусульманского сообщества в украинское общество?
— Государство у нас не очень вмешивалось в «мусульманские дела». Так сказать, время от времени, во времена прошлых президентов «заигрывали» с крымскими татарами,
В одной из своих публикаций вы анализируете проблему «размельчения» мусульманских сообществ и институтов в Украине, которая контрастирует с процессами жесткой централизации «сверху» в оккупированном Крыму, что дает основания российской власти позиционировать себя на международной арене как единственный представитель крымских мусульман. Одной из предпосылок преодоления данной ситуации называете активизацию внутриисламского диалога, ведущую роль в котором могут сыграть крымские татары. С вашей точки зрения, может ли государственная политика посодействовать консолидации мусульманского сообщества?
— В прошлом году я имел возможность выступать в рамках этого мероприятия как эксперт — более 30 исламских организаций Украины подписало «Хартию мусульман Украины», где заявило об активной позиции в общественной жизни. Это и Духовное управление мусульман Украины «Умма», и образованное в Киеве Духовное управление мусульман Крыма, и Ассоциация мусульман Украины, и немало других; по крайней мере, эти группы, представленные молодыми и активными лидерами, давно работающими на благо Украины, налаживают между собой диалог. Некоторые же мусульманские структуры занимают позицию изоляционизма; это выбор каждого. Конечно, государство может идти навстречу, но «объединить сверху» здесь не выйдет; просто власть должна понять, что мусульманских объединений в стране много, и работать нужно со всеми, кто к этому готов, а не только с «избранными». У нас нет «главной» мусульманской организации страны или «главного мусульманина»; есть отдельные структуры и все, у каждой свой лидер. Иногда этого понимания не хватает.
«В ИСЛАМСКОМ МИРЕ НАМ НУЖНО ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ИМИДЖЕВЫХ ПРОЕКТОВ»
Известно, что в отечественных вооруженных формированиях воюют чеченцы и представители других мусульманских народов России, которые преследуются властью у себя на родине. По вашему мнению, может ли Украина предложить цивилизационную альтернативу российским мусульманам, которые страдают от жесткого контроля и борьбы государства с «неканоническими» течениями?
— В 2014 году были попытки создать такой «интернационал», но, насколько мне известно, реализовали идею только частично, хотя такой альтернативой страна уже стала. Люди, которые в настоящее время защищают Украину в составе этих боевых единиц, часто воздерживаются от публичности, не афишируют свои имена, поэтому говорить об этой теме нужно очень осторожно, чтобы не навредить ни им самим, ни их родственникам в РФ. Опять же, здесь еще один вопрос — с одной стороны, Украина якобы открыта для добровольцев, с другой — под видом тех же добровольцев сюда могут легко попасть «засланные казачки». Насколько в настоящий момент эффективна эта работа по проверке, вероятно, могут сказать лишь украинские спецслужбы. С одной стороны, Украина нуждается в мотивированных бойцах, и они уже здесь, с другой — стать «русской Мексикой», где под религиозными лозунгами будут прятаться все, у кого не сложилось с российским законодательством, тоже не хочется. Но Украина должна быть открытой для тех, кто действительно пострадал за веру, ведь, например, в некоторых странах Средней Азии людей бросают за решетку за «лишние» движения в молитве (потому что это якобы признак «экстремизма»), в РФ преследуют за исламскую литературу и др.
Часто приходится слышать о неопределенности, недофинансировании и в целом слабости украинской внешней политики. Имеет ли Украина свою четкую внешнеполитическую стратегию относительно мусульманского мира, в частности относительно стран Ближнего Востока и Северной Африки? Какими, на ваш взгляд, должны быть наши приоритеты в этой сфере?
— Мне кажется, что и да, и нет. Я многократно слышал жалобы относительно, например, процедуры получения украинской визы в некоторых ближневосточных странах (правда, это еще не показатель работы — получение, например, шенгенской визы в Украине также прозрачностью не отличается). Нам нужно делать в исламском мире больше имиджевых проектов, а еще — налаживать информационное обеспечение, чтобы о нас не узнавали из арабской версии «Раша Тудей». В позапрошлом месяце я опубликовал статью об осведомленности в украинских событиях арабских медиа — уровень интереса, мягко говоря, так себе. Особенно Египет, Ливан, Сирия («асадовская» часть), Иран — случается и негатив в духе кремлевских СМИ. Нужно шире работать со странами Персидского Залива,
«ПРОДОЛЖАЕТСЯ ГЛОБАЛЬНОЕ ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА»
Одним из первых шагов новоизбранного президента США Трампа стали решения, направленные на ограничение доступа в страну мигрантов из мусульманских стран. Немало европейцев также поддерживают идею запрета въезда мусульманам. В то же время известно, что в течение десятилетий на Западе были разработаны разнообразные стратегии интеграции мусульманских мигрантов. Свидетельствуют ли последние тенденции о том, что они оказались неэффективными?
— Это, в известной степени, следствие правого популизма. Возможно, то, что я скажу сейчас, является несколько контроверсионным, но вспомните, как в
Политика Запада по «исламскому экстремизму» исторически колебалась от невмешательства и до прямой интервенции. В случае с Сирией Запад, кажется, слишком долго колебался и «умывал руки». На ваш взгляд, может ли в этом вопросе быть
— В Сирии ситуация уже настолько сложная, что для тех, кто специально не следит за событиями, сложно стало понимать, «кто есть кто». Думаю, даже если бы правительство Асада «снесло» западными бомбами, как
Источник: «День»