Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар

Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар
Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар
Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар
Елена Соболева
Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар
Вышла в свет монография о свадьбах крымских татар
19.10.2015
Оцените статью: 
(450 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

На материковой Украине продолжаются исследования культуры, традиций, обрядов коренного народа Крыма  крымских татар.

В Белой Церкви вышла в свет монография молодого исследователя, кандидата наук Елены Соболевой, рассказывающая о древних и современных традициях свадебных обрядов крымскотатарского народа.

В ходе работы над научным исследованием, результатом которого стала сначала защищенная диссертация, а позже  монография, автор опросила около 300 людей разного возраста. Общаясь с известными историками, музыкантами, фольклористами, искусствоведами, посещая различные свадебные и послесвадебные обряды, Елена Соболева приобрела колоссальный опыт и знания о народных традициях, которыми она поделилась в своей монографии.

О работе над изданием автор рассказала в эксклюзивном интервью информагентству QHA (Крымские новости).

Елена, расскажите поподробнее о самой монографии.

 Моя работа называется «Весілля кримських татар: традіційні форми та трансформації» («Свадьбы крымских татар: традиционные формы и трансформации»). В ходе написания книги было опрошено около 300 людей разного возраста. Но в основном  это, конечно, старики.

Каким тиражом вышла монография? На каких языках?

 Книга вышла на украинском языке. Тираж не очень большой, публиковалась она не для защиты, а так сказать, по ее результата.

Почему выбрана именно эта тема? Чем она Вас привлекла?

 Тему по крымскотатарской этнографии я выбрала еще студенткой. Мне нравилось богатство и аутентика традиционной культуры крымских татар.

Как Вы собирали материал? На каких свадебных обрядах присутствовали?

 Собирала я материал классическим этнографическим методом  проводя опросы среди старожилов. Неоднократно посещала и разные свадебные обряды: свадьба, нишан, свадебные молитвы дуа, послесвадебные встречи чагырту. Экспедиции проходили в разных районах Крыма: Бахчисарайском, Сакском, Ленинском, Симферопольском, Судакском, Кировском. Это позволило охватить представителей разных субэтнических групп крымских татар: татов, ногаев, ялы бойлю.

Кто Вас консультировал?

 В Крыму я обращалась за консультациями к крымскотатарским исследователям, культурным деятелям: художнику-искусствоведу Мамуту Чурлу, историку Серверу Эбубекирову, этнографу Надежде Эбубекировой, музыкологу Рустему Комурджи, музыканту-фольклористу Февзи Алиеву, писателю Ризе Фазылу. Также встречалась и с ныне покойным историком Рефатом Куртиевым. В Киеве мне много помогали мои учителя и коллеги: Марина Гримич, Александр Гончаров, Елена Боряк, Василий Балушок и многие другие.

В названии монографии отражена временная трансформация  от свадьбы в древности до современной свадьбы. Что изменилось?

 По сути, все, что я записывала в интервью, относилось к трансформации, происходившей в ХХ веке. Во время же депортации были утрачены целые обрядовые этапы: обряд окрашивания невесты хной, обряд бритья жениха, традиции декорирования помещений, украшения обрядового петуха, ритуальных свечей.

Что привнесенного имеется и что исконного осталось в свадебной традиции?

 Из монолитного целостного обряда, который фиксировали в начале ХХ века, остались лишь небольшие вкрапления, некоторые элементы, которые играют роль декоративных, развлекательных. Что, я считаю, осталось неизменным, так это важная общественная функция свадьбы.

Какова роль свадьбы в сохранении национальной идентичности крымских татар? Возможно, в условиях повсеместной ассимиляции  это один из наиболее доступных инструментов для представителей народа?

 По сути, во время проведения коллективной молитвы  дуа  старейшины рода дают свое благословение на заключение брака. А во время празднования закрепляется, легализируется это событие. Тут еще такой момент: свадьба как ритуал всегда в значительной мере подлежит изменениям и разного рода новшествам. На нее очень влияет мода. Но в современной свадьбе, конечно, присутствует этнический колорит, эстетика: это музыка, танцы, традиционная еда. С этой точки зрения, она, безусловно, является частью этнической идентичности, способа национального самовыражения.

Что именно Вам понравилось в процессе подготовки монографии?

 Больше всего во время работы над книгой мне понравились встречи и беседы со стариками, крымскотатарскими дедушками и бабушками. Они обладатели уникальных знаний про Крым, про народ, про прошлое. Их свидетельства очень ценны, слушая их рассказы, можно было погрузиться в совершенно другой мир, теперь недоступный. Ну и, конечно же, мне всегда очень нравилось крымскотатарское гостеприимст

Планируете ли продолжить выбранную тему?

 Я, конечно, планирую заниматься и дальше изучением крымскотатарской культуры и этнографии. У меня есть публикации статей про так называемый «народный» Ислам, местное паломничество. В Крыму я исследовала разные аспекты традиционной культуры крымских татар.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.