Необычная и мало знакомая миру Босния-Герцеговина, которая появилась на политической карте Европы совсем недавно, в 1992 году. Она нам особо интересна, ибо соединяет, как и в Украине, начала тюркские и славянские, исламские и христианские.
Бывшая республика коммунистической Югославии, а ныне самостоятельное государство Федерация Боснии и Герцеговины является вторым европейским государством после Албании, где значительная часть местного населения (половина и более) традиционно исповедует Ислам, и единственным в мире государством, одной из «титульных» национальных групп которого являются славяне-мусульмане.
Ислам проник на землю современной Боснии вместе с турецким завоеванием в XV веке. Оттоманская Порта установила контроль над этими землями в 1463–1480 гг., и такое положение сохранялось вплоть до 1878 года, когда по решению Берлинского конгресса, Босния и Герцеговина были переданы под управление Австрии.
Существует расхожее утверждение, что будто бы балканские народы принимали Ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться, например, от уплаты налога-джизьи, взимавшегося со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако такой подход до конца не объясняет того, почему все-таки в большинстве своем эти народы сохранили свою религию и культуру, а там, где был принят Ислам, он был сохранен даже после падения последнего мусульманского халифата. Очевидно, что адаптации к Исламу способствовали и некоторые местные особенности народной духовной культуры.
Именно так и было в Боснии. В начале XV века здесь возникла и распространилась так называемая Боснийская церковь, основывающаяся на привнесенных из близкой Болгарии идеях богомильства, считавшегося ересью как среди католиков, так и среди православных. Богомилы полностью отрицали божественность Христа, приписываемые ему чудеса считали лишь литературными аллегориями и символами и были довольно близки к идее строгого Единобожия. Именно это обстоятельство, по мнению многих ученых, и позволило легко адаптировать Ислам к религиозному менталитету местных славян.
Кроме того, в годы Османского халифата сюда переселялись из других провинций империи турки, арабы, курды, представители народов Кавказа. Все они участвовали в формировании нынешних боснийцев и их культуры. Кстати, восточная примесь заметна в нынешнем внешнем облике боснийцев, особенно тех, кто проживает на юго-западе страны.
Так получилось, что боснийские славяне-мусульмане вплоть до начала 1990-х годов не имели собственной полноценной государственности. Сразу после Первой мировой войны и крушения Австрийской империи мусульмане-босняки оказались в составе Королевства Сербов, хорватов и словенцев под жестким прессингом великосербского национализма.
Приход к власти после Второй мировой войны в Белграде коммунистов-интернационалистов во главе с Иосипом Броз Тито предоставил боснийцам формальную государственность в рамках союзной Югославии, но при этом под флагом борьбы с национализмом было фактически запрещено употребление самоназвания «босняк» (босниец), обозначавшего жителя Боснии, мусульманина по вероисповеданию. Вместо этого была выдумана некая странная конструкция «муслимане» в смысле национальности. Тем не менее, даже в коммунистические годы «босняцкая» национально-религиозная идея продолжала жить, ее проводниками были как неформалы-диссиденты, вроде бывшего президента независимой Боснии-Герцеговины Алии Изетбеговича, так и люди, принадлежавшие к высшей номенклатуре СФРЮ, например, председатель Союзного исполнительного вече Югославии Джемал Биедич, погибший при весьма странных обстоятельствах в авиакатастрофе в 1977 году.
В нынешней независимой Боснии-Герцеговине мусульмане составляют по разным оценкам от 58% (данные UNDP за 2002 год) до 40% (данные ЦРУ) всего населения страны, насчитывающего 4,5 млн. человек.
Большинство мусульман-боснийцев сунниты. Исторически в стране играли большую роль суфийские тарикаты. Имеются также шиитская община и братство бекташийцев, в учении и практике далеко отошедшее от традиционного Ислама. В стране семь местных муфтиятов. Верховный муфтий — доктор Мустафа Церич.
Почти полвека коммунистического господства привели к значительной секуляризации мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Около 10% населения перед войной 1990-х годов считало себя атеистами, агностиками либо «деистами». Большинство же мусульман ограничивало религиозную практику хождением в мечеть по большим праздникам, а также исполнением таких обрядов как обрезание и имянаречение новорожденных, бракосочетание и похороны. В этом смысле боснийские мусульмане мало чем отличаются от европейцев, исповедующих любые другие религии. Они приобрели репутацию умеренных, «либеральных» мусульман, придерживающихся толерантных принципов по отношению к другим вероисповеданиям.
Конечно, Ислам для боснийцев — это, в первую очередь, критерий их национальной идентичности. Ведь по сути дела такие народы бывшей Югославии как сербы, хорваты и боснийцы различаются между собой только вероисповеданием: соответственно православным, католическим и мусульманским. Так драматически сложилось, что в основе войны 1993–1995 гг. оказался именно религиозный фактор, религиозная принадлежность, как символ принадлежности национальной.
Следы этой трагедии – геноцид 8 000 мусульман в Сребренице, разрушение мечетей Фархадие и Арнаудие в Баня-Луке, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – еще долго будут незаживающей раной в памяти мусульман Боснии и всего мира. Но именно эта война одновременно и подстегнула значительный всплеск интереса к Исламу в стране, в первую очередь, среди молодежи. И сегодня заметна тенденция к углублению этого интереса.
По материалам islamRF.ru
Ссылки на тему: