Казалось бы, Ислам меньше всего можно связать с такой страной, как Польша, известной тем, что большинство ее населения до сих пор являются практикующими католиками, а географическое положение страны на востоке католической Европы сформировало своеобразный менталитет, составной частью которого стала идентификация польского национального самосознания с делом защиты католичества и Европы от православной России и мусульманской Турции. И тем не менее Ислам в стране присутствует. Причем может даже называться традиционной религией.
Начало присутствия мусульман на исторических польско-литовских землях относится к XIV столетию, когда на территорию нынешней Восточной Польши, также нынешних Белоруссии и Литвы были приглашены татары — выходцы из Золотой Орды, известные как искусные воины и торговцы. Первоначально татары приезжали для кратковременной службы, но в конце XIV столетия Великий князь Литвы Витаутас (прозванный татарами «защитником мусульман») и король находившейся в унии с Литвой Польши Владислав Ягелло начали систематическое расселение татар на пограничных с Тевтонским Орденом территориях. В дальнейшем к ним добавились выходцы из Ногайской Орды и Крыма. Таким образом, сложилась своеобразная этническая община, получившая название «татары Липки». Наиболее вероятное происхождение этого названия— из одного из крымско-тюркских диалектов, в котором Липка означает Литву.
Но некоторые исследователи выводят слово «липка» из славянских языков, где оно обозначает маленькую липу. Легкая татарская кавалерия под предводительством Джелаладдин-хана участвовала в знаменитой Грюнвальдской битве.
В XVI–XVII вв. татары-мусульмане активно укоренялись в Польше. Специальными королевскими указами им были дарованы возможности сохранять свои обычаи и религию. Большинство татар были сельскими жителями и торговцами, однако наиболее отличившиеся в военном деле были записаны в шляхту — польское дворянство. Интересно, что, в отличие от многих других европейских государств того времени, польским мусульманам было дозволено жениться на местных женщинах католического и православного вероисповедания.
В XVIII веке наряду с расширением прав татарского населения Речи Посполитой пошел и процесс полонизации местного мусульманского населения, в результате которого его значительная часть утратила родной язык, хотя и сохранила мусульманскую веру. Всего в тогдашней Польше при населении приблизительно в восемь миллионов человек проживало около 15 тысяч мусульман, почти исключительно татар. Присоединение части польских земель к России на рубеже XVIII–XIX веков и нахождение в ее составе вплоть до 1917 года несколько увеличило состав мусульманского населения тогдашнего Царства Польского за счет российских военных и штатских лиц мусульманского исповедания. Об этом сегодня напоминают сохранившиеся до наших дней в варшавском районе Повонзки два кладбища— татаро-мусульманское (ханафитское) и кавказско-мусульманское (шафиитское).
Ко времени образования независимого польского государства в 1919–1920гг. в нем проживало около 6 000 татар-мусульман (данные переписи 1931 года), и проживали они в большинстве своем на территориях, входящих ныне в состав Литвы или Белоруссии. Именно тогда в межвоенной Польше были созданы ассоциации мусульман и татар, началось строительство мечети в Варшаве, прерванное гитлеровской оккупацией. Все это связано с именем первого муфтия страны Якуба Шинкевича (1884–1966), богослова и востоковеда. Он активно способствовал развитию связей польской уммы с арабскими странами, Индией, Пакистаном, был первым переводчиком некоторых коранических сур на польский язык. Изгнанный коммунистическими властями из Польши, муфтий умер в США, по горькой иронии, в 1966 году, когда отмечалось тысячелетие польской государственности.
В нынешних границах Польской Республики осталось только три традиционно татарских поселения— Бохоники, Крушиняны и Сокулка. Значительные татаро-мусульманские общины имеются в городах Белосток, Гданьск, Гожув-Великопольски и ряде других. По данным переписи 2002 года, в которой не было указания на религиозную принадлежность, 500 человек задекларировало татарскую национальность. Предполагается, что реальная цифра традиционных татар-мусульман варьируется в пределах 4 000 человек. Однако в целом число мусульман в современной Польше достигает 30 000 человек. Это увеличение произошло в последние три десятилетия минувшего века и связано на первой стадии с выходцами из стран «социалистической ориентации» арабского Востока и Африки, разными путями осевших в стране, а на второй стадии (80-е–90-е гг.) пополнение шло за счет мусульманских эмигрантов из бывших СССР и Югославии. В стране существует, в частности, община выходцев из Чечни численностью около тысячи человек. Также по данным Польской исламской ассоциации, (нуждающимся, правда, в определенной верификации), обнародованным на ее интернет-сайте, за последние годы Ислам приняло около 7 000 человек — этнических поляков.
По материалам IslamRF
Ссылки на тему:
В Варшаве построят самую большую мечеть страны
Состоялась встреча Рефата Чубарова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Польша