Трагические события, связанные с тотальной депортацией крымскотатарского народа в мае 1944 года и последующими десятилетиями их насильственного удержания в местах изгнания, были одним из широкомасштабных преступлений советского режима; это не вызывает никаких сомнений ни у кого в мире - за исключением разве что наиболее радикально настроенных членов компартий и «анти-исламистов».
Наталья БЕЛИЦЕР (Институт демократии имени Филиппа Орлика)
Доклад на научном семинаре «Голодомор 1932-1933 годов в Украине в контексте преступлений геноцида ХХ-XXI веков», Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
Значительно большие различия обнаруживаются в попытках определиться, как же надо квалифицировать это преступление. Депортация (преимущественно женщин, детей и немощных стариков, поскольку большинство мужчин воевали в составе Красной Армии) была осуществлена в беспрецедентно короткий срок - всего за 3 дня из Крыма было вывезено в поездах, неприспособленных для перевозки людей, 194,155 человек [1] Во время самой депортации и в первые годы пребывания депортированных в «спецпоселениях» - преимущественно в Сибири, на Урале и центральноазиатских республиках - вследствие голода, холода, болезней, нечеловеческих условий проживания погибло, согласно различным подсчетам, от 38% до более 46% всего населения. Для характеристики происшедшего, юристы и ученые - историки, этнологи, политологи - обычно употребляют разные понятия. Наиболее часто встречаются такие, как «массовые репрессии против крымских татар», «этноцид», «этническая чистка», «преступление против человечества» и «геноцид» [2]; отдельные исследователи, не заботясь «юридической чистотой» определений, иногда принимают их за синонимы. [3]
В попытках выяснить, насколько потери крымскотатарского населения в результате депортации подпадают под понятие геноцида, целесообразно использовать определение последнего, предложенное в 1948 году Конвенцией ООН «О предотвращении и наказании преступления геноцида». Статья 2 настоящей Конвенции характеризует геноцид как любые из следующих действий, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую или религиозную группу:
1. Убийство членов такой группы
2. Причинение им тяжких физических или ментальных повреждений
3. Сознательное создание для этой группы условий проживания, приводящих к полному или частичному уничтожению группы
4. Принятие мер с целью предотвратить рождаемость детей в группе
5. Насильственная передача детей из этой группы к другой.
Позже именно такое определение геноцида было поддержано и Международным Уголовным Судом (решение об учреждении которого было принято ООН в 1998 году в связи с войнами на территории бывшей Югославии; это решение вступило в силу 1 июля 2002 года). Необходимо отметить, что статья 442 Уголовного кодекса Украины почти дословно повторяет приведенное выше определение геноцида. Тем не менее, не только украинские СМИ, но и опытные ученые, рассматривая этот аспект крымскотатарской проблемы, часто опираются не на юридически-правовые нормы национального либо международного законодательства, а на значительно упрощенные представления о геноциде - например, такие: «геноцид предусматривает намерение полностью физически уничтожить народ. [4] В действительности же то, что произошло с крымскотатарским народом в 1944-м и последующих годах, вполне возможно характеризовать как действия, подпадающие под пп. 2, 3, в некоторой степени - п. 4 международного определения геноцида.
Другое дело, каким образом доказать (и возможно ли это вообще), что целью таких действий был сознательное намерение полного или частичного уничтожения этой этнической группы. Конечно, подобные откровенно сформулированные намерения вряд ли можно отыскать в любых архивных документах - так же, как и относительно Голодомора - геноцида украинского народа. Однако, вескими доказательствами в пользу именно таких намерений служат попытки полностью избавиться материального и духовного наследия крымских татар на их родине, последовательно и систематически происходившие после их депортации из Крыма, а также лишение возможности изучать родной язык, традиции, культуру во все времена после изгнания. Более того, даже само название «крымские татары» исчезло из перечня национальностей, проживавших в Советском Союзе; вместо того, их записывали просто как «татар», что свидетельствовало о желании полностью отрицать само существование крымскотатарского народа как отдельного этноса.
Активисты Национального движения крымских татар (основанного продукции в 50-х годах прошлого века и направленного на борьбу исключительно мирными путями, за возвращение на Родину) начали опираться на международную концепцию геноцида в начале 60-х. После спонтанной массовой репатриации в конце 80-х - начале 90-х годов и обновления таких избирательных органов самоуправления, как Курултай (Национальная Ассамблея) и Меджлис (избирается делегатами Курултая, объединяет функции представительного и исполнительного органа), этот вопрос не был забыт, хотя более приоритетные правовые, политические и экономические проблемы не позволяли приложить системных и последовательных усилий для признания депортации и ее последствий геноцидом крымскотатарского народа.
Ситуация несколько изменилась в 2005 году: 11 декабря 4-я сессия четвертого Курултая крымскотатарского народа признала депортацию 18 мая 1944 года и последующие десятилетия насильственного удержания крымских татар в местах изгнания актом геноцида коренного народа Крыма [5] Тогда же была создана Специальная комиссия по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодоления его последствий; ее первое заседание было проведено 20 мая 2006 года, первый отчет работы Комиссии обнародован 22 декабря 2006 года на 5-й сессии четвертого Курултая.
Работа по признанию депортации актом геноцида значительно активизировалась в 2009 году. Во исполнение указов Президента Украины «О праздновании в 2009 году Дня памяти жертв политических репрессий» и «О мероприятиях в связи с 65-й годовщиной депортации из Крыма крымских татар и других лиц по национальному признаку», в мае в Симферополе состоялась выездная Коллегия Службы безопасности Украины, в заседании которой приняли участие лидеры крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, Постоянный представитель Президента Украины в АР Крым Леонид Жунько. Там было сообщено о рассекречивании ряда архивных документов, касающихся репрессий коммунистического режима против крымских татар. В Резолюции общекрымского траурного митинга 2009 года - последнего из тех, которые ежегодно проходят в Симферополе в день депортации 18 мая - содержались довольно жестко сформулированные требования к украинскому государству, включая призыв принять решительные меры для преодоления последствий геноцида. [6] Более активная позиция крымскотатарской общины была засвидетельствована и в обращениях Председателя Меджлиса, депутата ВР Мустафы Джемилева к Президенту Украины и Председателю СБУ, которые были поддержаны аналогичными обращениями народного депутата Григория Омельченко. В ответ на это, 2 июля 2009 года Президент поручил СБУ и Генпрокуратуре рассмотреть вопрос о возбуждении соответствующего уголовного дела, что можно считать первым шагом к официальному признанию депортации крымских татар актом геноцида. [7]
14 июля, по инициативе СБУ, в Киеве состоялся круглый стол «Депортация крымских татар: исторические и правовые оценки», в котором приняли участие народные депутаты Украины, представители СБУ, общественных организаций, средств массовой информации, ряд экспертов и исследователей. Заместитель председателя СБУ Николай Герасименко сообщил, что во исполнение поручения Президента Украины Виктора Ющенко Служба безопасности Украины совместно с Генпрокуратурой проводит сбор материалов, касающихся незаконных выселений в 1944 году крымскотатарского народа, а также болгар, армян, греков и немцев, проживавших на территории Крыма. Собираются и изучаются документы о преступлениях тоталитарного режима в 1944 году, устанавливаются и опрашиваются свидетели. Ожидается, что на основании полученных материалов СБУ и Генпрокуратура предоставят правовую оценку незаконному насильственному выселению «народов Крыма» в соответствии с нормами отечественного законодательства. [8] Кроме того, по поручению Президента в крымском филиала СБУ создана специальная следственная комиссия, которая начала сотрудничество с общественной Специальной комиссией Курултая. По словам заместителя председателя последней Ельведина Чубарова: «Мы уже начали передачу ей копий первых свидетельств о депортации, чтобы их приобщили как документы, чтобы их могли изучить и опросить при необходимости этих свидетелей депортации. Как мы знаем, эта следственная группа уже начала довольно активно работать в этом направлении ». [9]
Таким образом было начато беспрецедентное - особенно учитывая специфику ситуации в АРК - взаимодействие государственной комиссии Службы безопасности Украины с общественной комиссией, созданной до сих пор не признанным официально органом самоуправления - Курултаем крымскотатарского народа.
Обстоятельный отчет, охватывающий работу Специальной Комиссии за почти трехлетний период - с мая 2007 по ноябрь 2009 года - был представлен Ельведином Чубаровым делегатам Курултая 5 декабря 2009 года. [10] Результаты работы членов Комиссии, работающих безвозмездно, фактически на общественных началах, впечатляют. Ими создан архив документов - свидетельств, в котором содержатся 610 писем с рассказами о спецоперации по насильственному выселению, о жизни в изгнании, физических и моральных потерях членов своих семей и родных. Большая часть этих воспоминаний опубликована в трехтомное издание «Депортация. Как это было». Последние 150 воспоминаний, поступивших в Комиссию в 2006-07 годах, еще ждут опубликования, равно как и 60 архивных документов, собранных членом Комиссии Гульнарой Бекировой.
Отдельного внимания заслуживает инициированная Комиссией широкомасштабная акция «Унутма» («Помни!), начавшаяся 1 сентября 2009 года. [11] Для ее проведения был разработан пакет документов, включавший Опросник свидетеля депортации (57 вопросов), Обращение Специальной комиссии к соотечественникам, образец заявления свидетеля депортации и объяснения «Как составить заявление и свидетельство о депортации». Эти документы и присланные материалы размещаются на страницах газет «Авдет», «Голос Крыма», «Янъы Дюнья», «Къырым», «Маариф ишлеры»; ход акции регулярно освещали в новостных, тематических программах телеканал АТР и радиостанции «Мейдан», а также веб-сайты «Крым и крымские татары». Важно подчеркнуть, что в рамках этой кампании упор сделан не просто на воспоминаниях, а именно на показаниях, т.е. заявители должны предоставлять показания только о том, о чем они знают из своего собственного опыта.
За три месяца с начала акции в Комиссию поступили 120 заявлений, содержащих просьбу максимально способствовать признанию украинским государством и мировым сообществом геноцида крымскотатарского народа, а также требования привлечь к ответственности тех, кто был причастен к совершению этого преступления. Каждое заявление сопровождается подробным описанием ужасов депортации и спецпоселений в Сибири, на Урале и Средней Азии, пережитых заявителем; многими из них добавлены копии документов и фотографий, подтверждающих изложенные факты. [12]
Успешности работы Комиссии мешает ряд факторов преимущественно политического и юридического характера. Прежде всего, это касается до сих пор не урегулированных вопросов законодательной реабилитации крымскотатарского народа и определение его статуса как коренного народа (а не просто одного из многочисленных «национальных меньшинств» Украины). [13] Вспомним печальную историю до сих пор не принятого закона о реабилитации. За законопроект "О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку", авторами которого были народные депутаты Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, в июне 2004 года проголосовали 380 депутатов при необходимых 226. Однако этот закон, после подписания его тогдашним Председателем Верховной Рады, видимо из чисто политических соображений, был ветирован президентом Леонидом Кучмой. К сожалению, ситуация не изменилась к лучшему и после победы Оранжевой революции, прихода к власти нового демократического правительства и парламентских выборов 2006 и 2007 годов. Последний вариант законопроекта, подготовленный Государственным комитетом по делам национальностей и религий, был значительно слабее чем предыдущая версия, он потерпел сокрушительную критику со стороны руководства и юристов Офиса Верховного Комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам. [14] Нет никакого прогресса и в попытках представить на рассмотрение ВР закон о статусе крымскотатарского народа, первая версия которого была разработана еще в 1996 году - сразу после принятия новой Конституции Украины. Понятно, что при таких обстоятельствах не стоит надеяться на то, что законодательное решение ряда не урегулированных проблем крымскотатарского народа начнется с разработки и рассмотрения нормативно-правового документа о признании совершенного против него преступления геноцида. [15]
В ряде материалов всеукраинских СМИ, в том числе цитируемых автором, отражается преимущественно сочувственное, позитивное отношение украинского общества к возможности признания депортации 1944 года и ее последствий актом геноцида крымскотатарского народа. Важно также отметить, что некоторые всеукраинские общественные организации — в частности, Конгресс национальных обществ Украины - считают депортацию крымских татар одним из общепризнанных геноцидов ХХ столетия - таких, как Голодомор, Холокост, Геноцид армян и т.д. [16] Сложнее ситуация с правительственными структурами, политическими партиями и депутатским корпусом, представители которых обычно используют этот болезненный вопрос в чисто политических целях, в первую очередь - в непрерывной борьбе за власть, что в последние годы стала, к сожалению, неотъемлемой чертой политической жизни в Украине. Использование в политических целях трагедий Голодомора - геноцида украинского народа и депортации - геноцида крымских татар - является циничным и постыдным, недопустимым явлением; государственная политика в отношении этих проблем не должна подвергаться существенным изменениям в зависимости от того, какая политическая сила и какой президент пришли к власти в результате очередных выборов.
Примечания:
1 См. The Deportation and Fate of the Crimean Tatars. By J. Otto Pohl, http://www.iccrimea.org/scholarly/jopohl.html
2 В частности, репрессии, которым подверглись крымские татары, называет геноцидом Грета Веллинг в исследовании: UELHING, G. L., 2004, Beyond Memory. The Crimean Tatars 'Deportation and Return, New York: Palgrave: Macmillan, ст. 91.
3 Подробнее см. в: Surgun: The Crimean Tatars 'deportation and exile. by Aurelie Campana .. June 2008, Online Encyclopedia of Mass Violence.
4 См., например, комментарий проф. Александра Майбороды газете «День»: Депортація кримських татар: як це назвати? Юлія КАЦУН, «День», № 230, 13 декабря 2005.
5 «Интерфакс-Украина», 11 декабря 2005.
6 См. Resolution of the Crimean Tatars Accepted by the participants of the all-Crimean mourning meeting commemorating the victims of the genocide against the Crimean Tatar people-the deportation of 18 May 1944, and the decades of forced detentions in the places of deportation, 18 May 2009 , Simferopol, 26 May 2009, http://www.unpo.org/content/view/9631/236/
7 Крок у напрямку визнання депортації кримських татар геноцидом? 03.07.2009, http://www.dw-world.com/dw/article/0,,4450909,00.html.
8 “Депортація кримських татар: історичні та правові оцінки”. 2009-07-15, Київ, в СБУ, Джерело: Майдан. Во время ознакомления с этим и многими подобными материалами необходимо обратить внимание на широко распространенное применение некорректного термина «народы Крыма». Некорректным он является потому, что в действительности единственным целостным народом, депортированным из Крыма, были только крымские татары. Члены всех других групп, также депортированных по национальному признаку, составляли лишь долю народа, к которым они принадлежали по этническому происхождению; основная их масса проживала и продолжает жить на собственных исторических землях в пределах собственных национальных государств - соответственно, Болгарии, Армении, Греции и Германии . Согласно современной терминологии, члены этих групп относятся к «национальным меньшинствам» или «kin-minoritiesи», они являются гражданами других стран («host-states), чем «материнские государства» (« kin-states). Поэтому надо различать последствия депортации для крымскотатарского народа, которые могли привести к его полному исчезновению, и для представителей других этнических групп, подвергшихся похожим страданиям и испытаниям на индивидуальном и групповом уровне, но не в масштабе угрозы уничтожения всего народа.
9 Кримські татари збирають свідчення жертв комуністичної депортації. Володимир Притула, Радіо «Свобода», 23.10.2009.
10 О работе специальное комиссии Курултай по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодоления его последствийза период с января 2007 по ноябрь 2009 года .. 5 декабря 2009 г., Эльведин Чубаров, Заместитель Председателя специальное комиссии Курултай по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодоления его последствий.
11 Кримські татари збирають свідчення жертв комуністичної депортації. Володимир Притула, Радіо «Свобода», 23.10.2009.
12 О работе специальное комиссии Курултай по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодоления его последствий за период с января 2007 по ноябрь 2009 года. 5 декабря 2009 г., Эльведин Чубаров, Заместитель Председателя специальной комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа и преодоления его последствий; см. также «О дальнейшем деятельности Специальной комиссии по изучению геноцида крымскотатарского народа», 5 декабря 2009 г. Гульнара Бекирова, руководитель исторического Отдела специальной комиссии Курултая по изучению геноцида крымскотатарского народа.
13 Подробное освещение проблемы крымских татар как коренного народа см. в исследовании "Indigenous Status" for the Crimean Tatars in Ukraine: A History of a Political Debate. By Natalya Belitser, http://www.iccrimea.org/scholarly/indigenous.html.
14 Углубленный анализ и негативные выводы по этому законопроекту были обнародованы на семинарах, проведенных в Киеве при участии ВКНМ ОБСЕ в мае и июле 2009 года.
15 Подробнее см. в интервью Гульнары Бекировой газете «Украина молодая»: Трагедия, которую не хотят видеть. Ярослава МУЗЫЧЕНКО, "Украина молода", № 87, 18 мая 2007.
16 Проект КНГУ «Клубы толерантности», Киев - Мариуполь - Львов - Кишинев - Симферополь, 2008.
По материалам сайта «Крым и крымские татары»