С 11 по 14 октября в Стамбуле (Турция) уже в девятый раз проходило заседание Евразийского исламского совета (Avrasya İslam Şurası). Организованное под патронатом президента Реджепа Тайипа Эрдогана турецким Управлением по делам религий заседание собрало более 120 делегатов из 33 стран мира. Здесь присутствовали практически все руководители централизованных религиозных мусульманских структур с Балкан, Средней Азии, Кавказа, РФ, стран Балтии. Также участвовала так называемая Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Крыма и г. Севастополь» (бывшее Духовное управление мусульман Крыма) во главе с муфтием Крыма Эмирали Аблаевым. Посетили мероприятие и некоторые из лидеров европейских мусульман, прежде всего тех организаций, которые представляют европейскую турецкую общину в Нидерландах, Германии и др. Среди гостей из арабского мира — Юсуф Карадауви, президент Международного совета мусульманских ученых.
Заседание, тема которого была заявлена, как «Ислам в Евразии: перспективы развития, единства и взаимодействие в противостоянии течениям, которые используют религию в негативных целях», началось с просмотра фильма, посвященного «неудачному перевороту» в Турции в июле этого года. Большинство выступающих сосредоточились на необходимости «противодействия экстремизму», налаживанию мирного диалога в мусульманских обществах. Показательными стали слова президента Турции, высказанные в обращении к участникам Совета: «Исламский мир сегодня стал целью для врагов, территорией, которую пытаются разделить терроризмом. Это привело к тому, что жертвами становятся мусульмане… мы должны решать свои проблемы через дискуссии и диалог. Мы не должны попадать в сети заранее подготовленных для нас проектов». В целом же смыслы, которые участники Совета пытались донести друг до другу и до общественности, стали уже обычными для современного Ислама на постосманском и постсоветском пространстве: поддерживать «традиционный» Ислам вопреки «экстремистам», осуждать терроризм, «сектантство», иностранное вмешательство
Как это часто бывает на религиозных мероприятиях с самым высоким представительством, за типовой дипломатической риторикой скрывается много других, менее заметных моментов. Совершенно очевидно (и этого не скрывают ни религиозные деятели, ни обозреватели), что нынешний Совет Турция попыталась использовать и для улучшения отношений с РФ, пригласив несколько делегаций российских мусульман. Здесь были представители Совета муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнутдиновым, Центрального духовного управления мусульман под руководством муфтия Талгата Таджуддина, Духовного управления мусульман Республики Татарстан с муфтием Камилем Самигуллиным и многие члены региональных управленческих структур мусульман.
В свою очередь представители Российской Федерации также прибегали к привычной риторике «дружбы народов», апеллируя к «евразийскому единству»: муфтий Равиль Гайнутдинов в своем выступлении отметил, что «пройдя испытания, Россия и Турция могут стать настоящими соавторами возрождения в условиях XXI века, и не только евразийской цивилизации. Если Россия и Турция утвердят в мире вечные ценности традиционных религий, веру Авраама — дин Ибрагим, к нам потянутся, присоединятся многие и многие народы, которые стремятся к справедливости и духовному, нравственному возрождению на всей планете». Заместитель муфтия Равиля Гайнутдинова Дамир Мухетдинов даже заявил в своем комментарии для
Вполне предсказуемо, что лидеры российского Ислама позиционируют своё участие в Совете (практически вся делегация из РФ сидела в первом ряду пленарного заседания) как очередную геополитическую победу, особенно на фоне противоречивых событий в Сирии и Крыму. Для Турции же проведение Евразийского исламского совета — это попытка сохранить и усилить влияние в «тюркском мире» и за его пределами, что особенно актуально в контексте политической ситуации этого года, в частности июльской попытки переворота. Недаром же одной из предложенных для рассмотрения тем было «противодействие FETÖ" («террористическая организация Фетхуллаха Гюлена», как её обозначают в Турции), и, судя по всему, правительство Турции смогло добиться своих целей в этом вопросе, по крайней мере, в выступлениях большинство участников осуждали FETÖ наряду с другими террористическими организациями. Обозреватели отмечают и тот факт, что Управление по делам религии Турции с
Судя по повестке дня Совета, самые проблемные для региона темы — Сирия и Крым — были представлены исключительно
Мусульмане же материковой Украины (в том числе и
Исходя из логики подхода к, например, исламским организациям РФ, на Совете должны были присутствовать как минимум две ведущие мусульманские структуры с центром в Киеве. Конечно, для многих исламских институтов не является секретом тот факт, что ведущие мусульманские институты Украины сейчас не поддерживают отношений друг с другом (в дополнение к «ДУМКиС», открыто позиционирующего себя как организация российских мусульман), но это характерно и для многих других стран. Стоит учесть еще и ситуацию на Донбассе, где от имени украинских мусульман выступают новоиспечённые структуры, в частности так называемый «муфтият ДНР», который принимал участие в недавней исламской конференции в Грозном. В целом ситуация, которая сложилась в Украине, ставит серьезные вызовы перед мусульманскими организациями других стран (то есть то, кого выбирать для партнерства и сотрудничества; далеко не все в мусульманском мире вообще понимают, кто есть кто в украинском Исламе). Например, заявленная еще в прошлом году идея воссоздания муфтията Крыма на материковой Украине до сих пор не заработала, а единственным религиозным лидером, который сегодня говорит о реальном состоянии дел в Крыму, в частности нарушении религиозных свобод, является муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов.
Таким образом, в свете последних тенденций в регионе (активизации «традиционных» муфтиятов с целью вытеснения исламских оппозиционных движений как экстремистских) Украина оказалась несколько в иной реальности — несмотря на