Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины

Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины
© Совет муфтиев России. Организованное под патронатом президента Реджепа Тайипа Эрдогана турецким Управлением по делам религий заседание собрало более 120 делегатов из 33 стран мира
Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины
© Совет муфтиев России. Президент Реджеп Тайип Эрдоган
Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины
© Совет муфтиев России. Здесь были представители Совета муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнутдинов
Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины
Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины
Евразийский исламский совет: итоги для мусульман Украины

С 11 по 14 октября в Стамбуле (Турция) уже в девятый раз проходило заседание Евразийского исламского совета (Avrasya İslam Şurası). Организованное под патронатом президента Реджепа Тайипа Эрдогана турецким Управлением по делам религий заседание собрало более 120 делегатов из 33 стран мира. Здесь присутствовали практически все руководители централизованных религиозных мусульманских структур с Балкан, Средней Азии, Кавказа, РФ, стран Балтии. Также участвовала так называемая Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Крыма и г. Севастополь» (бывшее Духовное управление мусульман Крыма) во главе с муфтием Крыма Эмирали Аблаевым. Посетили мероприятие и некоторые из лидеров европейских мусульман, прежде всего тех организаций, которые представляют европейскую турецкую общину в Нидерландах, Германии и др. Среди гостей из арабского мира  Юсуф Карадауви, президент Международного совета мусульманских ученых.

Заседание, тема которого была заявлена, как «Ислам в Евразии: перспективы развития, единства и взаимодействие в противостоянии течениям, которые используют религию в негативных целях», началось с просмотра фильма, посвященного «неудачному перевороту» в Турции в июле этого года. Большинство выступающих сосредоточились на необходимости «противодействия экстремизму», налаживанию мирного диалога в мусульманских обществах. Показательными стали слова президента Турции, высказанные в обращении к участникам Совета: «Исламский мир сегодня стал целью для врагов, территорией, которую пытаются разделить терроризмом. Это привело к тому, что жертвами становятся мусульмане мы должны решать свои проблемы через дискуссии и диалог. Мы не должны попадать в сети заранее подготовленных для нас проектов». В целом же смыслы, которые участники Совета пытались донести друг до другу и до общественности, стали уже обычными для современного Ислама на постосманском и постсоветском пространстве: поддерживать «традиционный» Ислам вопреки «экстремистам», осуждать терроризм, «сектантство», иностранное вмешательство и т. п.
Как это часто бывает на религиозных мероприятиях с самым высоким представительством, за типовой дипломатической риторикой скрывается много других, менее заметных моментов. Совершенно очевидно (и этого не скрывают ни религиозные деятели, ни обозреватели), что нынешний Совет Турция попыталась использовать и для улучшения отношений с РФ, пригласив несколько делегаций российских мусульман. Здесь были представители Совета муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнутдиновым, Центрального духовного управления мусульман под руководством муфтия Талгата Таджуддина, Духовного управления мусульман Республики Татарстан с муфтием Камилем Самигуллиным и многие члены региональных управленческих структур мусульман.

В свою очередь представители Российской Федерации также прибегали к привычной риторике «дружбы народов», апеллируя к «евразийскому единству»: муфтий Равиль Гайнутдинов в своем выступлении отметил, что «пройдя испытания, Россия и Турция могут стать настоящими соавторами возрождения в условиях XXI века, и не только евразийской цивилизации. Если Россия и Турция утвердят в мире вечные ценности традиционных религий, веру Авраама  дин Ибрагим, к нам потянутся, присоединятся многие и многие народы, которые стремятся к справедливости и духовному, нравственному возрождению на всей планете». Заместитель муфтия Равиля Гайнутдинова Дамир Мухетдинов даже заявил в своем комментарии для пресс-службы СМР: «Большинство турецкого народа положительно относится к России и желает, чтобы наши страны дружили и сотрудничали мусульманин-тюрок Гайнутдин для них  это лицо, которое наряду с президентом Путиным и другими ключевыми фигурами олицетворяет Россию и делает её ближе и понятнее».

Вполне предсказуемо, что лидеры российского Ислама позиционируют своё участие в Совете (практически вся делегация из РФ сидела в первом ряду пленарного заседания) как очередную геополитическую победу, особенно на фоне противоречивых событий в Сирии и Крыму. Для Турции же проведение Евразийского исламского совета  это попытка сохранить и усилить влияние в «тюркском мире» и за его пределами, что особенно актуально в контексте политической ситуации этого года, в частности июльской попытки переворота. Недаром же одной из предложенных для рассмотрения тем было «противодействие FETÖ" («террористическая организация Фетхуллаха Гюлена», как её обозначают в Турции), и, судя по всему, правительство Турции смогло добиться своих целей в этом вопросе, по крайней мере, в выступлениях большинство участников осуждали FETÖ наряду с другими террористическими организациями. Обозреватели отмечают и тот факт, что Управление по делам религии Турции с когда-то довольно нейтрального института во времена Эрдогана фактически превратилось в «официальный муфтият» это несмотря на светский конституционный строй страны).

Судя по повестке дня Совета, самые проблемные для региона темы  Сирия и Крым  были представлены исключительно из-за необходимости осуждения ИГИЛ как террористической организации, искажающей Ислам. Другие вопросы, связанные с сирийским конфликтом, озвучивали преимущественно кулуарно. О Крыме вообще не говорили. Показательно, впрочем, что на столе, за которым сидел муфтий Крыма Эмирали Аблаев, был установлен крымскотатарский флаг, а не российский триколор (как в других муфтиев из РФ). Но в своих заявлениях, воспроизведенных пресс-службой «ЦРО ДУМКиС», Эмирали Аблаев фактически повторял то, что перед ним говорили мусульмане из РФ: «Муфтий Крыма отметил, что Россия и Турция в свете последних политических событий выдержали серьезный экзамен, и дальнейшее сотрудничество двух государств открывает перед их гражданами большие возможности. Он выразил надежду, что после завершения периода охлаждения между Турцией и Россией отношения между двумя странами будут стремительно развиваться и выйдут на новый качественный уровень». Прозвучали из уст муфтия и заявления, которые подчеркивают «улучшение» положения крымских мусульман во времена РФ. Эмирали Аблаев заявил, что «на сегодня в Крыму строятся мечети, функционируют медресе, в ближайшее время откроется исламский институт. Кроме того, после длительного периода застоя активно ведется строительство Соборной мечети». Муфтият Крыма уже не впервые на международных мероприятиях «отчитывается», как сегодня хорошо живется в Крыму мусульманам  недавно такие же месседжи озвучивал заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов на одном из мероприятий ОБСЕ в Варшаве. По большому счету, муфтият Крыма сегодня  это один из многих «мусульманских голосов» РФ, который озвучивает официальную позицию Кремля перед исламским сообществом. Парадоксально, но оказывается, что мусульманские структуры, заявляющие об использовании религии в политических целях как о зле, сами оказались в глубокой ловушке как внутренней, так и внешней политики светской власти.

Мусульмане же материковой Украины (в том числе и переселенцы-крымские татары) на нынешнем заседании были представлены только Рашидом Брагиным, председателем харьковской общины Духовного центра мусульман Украины (Донецк; после 2014 года общины действуют автономно). В заседаниях предыдущих лет, кроме Эмирали Аблаева, принимал участие муфтий ДУМУ Ахмад Тамим (заявленный в программе как «муфтий мусульман Украины»). Приглашали ли ДУМУ, ДУМУ «Умма» или еще какую-то крупную исламскую организацию з материковой Украины во главе с муфтием  неизвестно, но ни в официальной программе, ни в других документах Совета эти делегации не указывались.

Исходя из логики подхода к, например, исламским организациям РФ, на Совете должны были присутствовать как минимум две ведущие мусульманские структуры с центром в Киеве. Конечно, для многих исламских институтов не является секретом тот факт, что ведущие мусульманские институты Украины сейчас не поддерживают отношений друг с другом (в дополнение к «ДУМКиС», открыто позиционирующего себя как организация российских мусульман), но это характерно и для многих других стран. Стоит учесть еще и ситуацию на Донбассе, где от имени украинских мусульман выступают новоиспечённые структуры, в частности так называемый «муфтият ДНР», который принимал участие в недавней исламской конференции в Грозном. В целом ситуация, которая сложилась в Украине, ставит серьезные вызовы перед мусульманскими организациями других стран (то есть то, кого выбирать для партнерства и сотрудничества; далеко не все в мусульманском мире вообще понимают, кто есть кто в украинском Исламе). Например, заявленная еще в прошлом году идея воссоздания муфтията Крыма на материковой Украине до сих пор не заработала, а единственным религиозным лидером, который сегодня говорит о реальном состоянии дел в Крыму, в частности нарушении религиозных свобод, является муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов.

Таким образом, в свете последних тенденций в регионе (активизации «традиционных» муфтиятов с целью вытеснения исламских оппозиционных движений как экстремистских) Украина оказалась несколько в иной реальности  несмотря на военно-политический конфликт, который затрагивает и мусульманское население страны, «исламский фактор» так и не стал составной частью внутренней или внешней политики; пожалуй, пришло время транслировать этот опыт, в силу которого украинские мусульмане не стали инструментом политической борьбы или ретрансляции каких-то политических идей. Представляется, что организовать и принять значимый мусульманский форум или конференцию ученых в перспективе могли бы и институты украинских мусульман, по крайней мере, это положительно повлияло бы на ситуацию в регионе, показало бы, что в Восточной Европе еще осталось место для исламской проповеди, независимой от прагматической геополитики.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.