Современные религиозные авторитеты Ислама длительное время дискутируют об отношении религии к проблемам современности. Учитывая тот факт, что многие мусульманские общества страдают от насилия, которому приписывают именно «исламскую» мотивацию, достаточно много авторов акцентирует внимание на «умеренности» Ислама как определенном ключе к решению не только проблем мусульманских, но и немусульманских обществ. Предлагается даже специальный термин («аль-васатыйя»), который можно перевести на русский как «умеренность». И хотя сама формулировка этой концепции в таком значении сравнительно нова, соответствующие принципы, по мнению сторонников идеи умеренности, были заложены уже в Коране. Часто цитируется, в частности, такой аят: «Так Мы направили вашу общину на средний путь, чтобы вы были свидетелями для людей, а Посланник чтобы был свидетелем для вас» (Коран, 2: 143). Выражение «умматан васатан» (букв. «средней общиной») большинство средневековых толкователей Корана понимает как «справедливой», а вот уже некоторые комментаторы ХХ в., в частности Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур (1879 − 1973), пишут о таком возможном понимании указанного аята: «это средний путь между крайностями, то есть умалением и преувеличением, вытекающий из того, что вся исламская община не может впасть в заблуждение в словах, действиях и убеждениях». Отражение такого понимания нашло отражение в трудах известного современного исламского богослова Юсуфа аль-Карадави и ряда других ученых. Еще в 2003 году в Мекке состоялся международный симпозиум под названием «Значение Священного Корана для утверждения умеренности и избежания крайностей», по итогам которого был опубликован сборник научных трудов. Сегодня к этой идее обращается немало исламских авторов как консервативного, так и либерального лагеря.
В предыдущие века Ислама, идея умеренности также была представлена в трудах мусульманских авторов. Аль-Фараби (871 − 950) и Абу Али Мискавейх (932 − 1031) предлагали видение исламской этики как «золотой середины» между крайностями, что совпадало с еще античными представлениями о добродетели; ибн Таймия (1263 − 1328) рассматривал исламское право как «умеренный закон», ведь исламский шариат соединил в себе «иудейскую справедливость» и «христианскую милость».
В течение многих лет мусульманская богословская мысль формулировала в терминах «умеренности» и вопрос соотношения индивидуальной свободы человека и божественной воли Творца. Избиралась обычно концепция «среднего пути» между идеей абсолютного предопределения джабаритов и абсолютной свободой поступков кадаритов, исторически первых направлений мусульманской философской мысли. Интересно, что уже в поздний период, в частности в XVIII в., к этой проблеме подключились и авторы, которые происходили из Украины, а именно известный ученый Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани (ок. 1690 − 1761). Родившись в Белгороде-Днестровском (ныне Одесская обл.), Мухаммад аль-Аккирмани был преподавателем в Стамбуле, судьей в Измире, Каире, а в конце жизни даже занял должность судьи в Мекке. За свою жизнь Мухаммад аль-Аккирмани написал десятки работ, среди которых самые известные − «Толкование сорока хадисов» (по-арабски, опубликованная в Стамбуле в 1905 году), а также «Послание об индивидуальной свободе» (сохранено почти сто рукописных копий в различных библиотеках мира). Обе работы касались четкой формулировки ответа на классическую теологическую проблему, которую можно коротко описать так:
Поскольку Бог является единственным настоящим Творцом всего, то, как утверждает суннитская доктрина, именно Бог творит человеческие поступки. Но если поступки созданы Богом, то каким образом человек может за них отвечать? Поиск «среднего пути» между крайностями в этом вопросе привел к формулировке классической доктрины «касб» («приобретение»), которую сформулировал Абу ль-Хасан аль-Аш’ари (873 − 936) − Бог творит поступок, а человек его «приобретает». Подобных мыслей придерживался и Абу Мансур аль-Матуриди (870 − 944), хотя и считал, что «касб» также создается Богом. Но как тогда быть с намерениями человека, рассматривать их как «сотворенные Богом» или как что-то иное, ведь именно благодаря им возникает понятие ответственности? Тем более, что известный достоверный хадис Пророка гласит: «поступки оцениваются по намерениям» (аль-Бухари, Муслим).
Мухаммад аль-Аккирмани пытался ответить на этот вопрос, анализируя саму структуру человеческого умысла. В своей работе «Послание об индивидуальной свободе» он подтверждает суннитскую доктрину создаваемости как поступков, так и человеческой «возможности» делать их. Однако именно человек по «индивидуальной воле» (букв. «частичной») превращает потенцию в акт, то есть возможность действовать в само действие. При этом «индивидуальная воля» относится не к созданным Богом вещам, а к «состояниям», в результате чего ответственность за нее несет сам человек. Эта воля основывается на идее свободы выбора, а возможным этот выбор становится в результате четырех составляющих. Во-первых, «представление», то есть образ будущего действия − это образ создается Богом; во-вторых, «желание», которое также, по убеждению Мухаммада аль-Аккирмани, создается Богом. И вот здесь уже собственно и появляется место для собственного выбора человека, то есть индивидуальной свободы. Если ум человека принимает решение в пользу выполнения определенного действия, то дальше наступает четвертое условие − «движение органов тела», то есть поступок как таковой, созданный Богом. В целом эта позиция соответствует направлению, которое было задано выдающимися матуридитскими богословами прошлого, в частности Абу с-Сана аль-Лямиши (ум. 1144). В своей работе «Введение в принципы единобожия» этот автор писал: «Обладающий умом человек, если подумает сам о себе, то с логической необходимостью поймет, что именно он выбирает то, что делает, без принуждения и насилия, поскольку он через собственный разум познает то, что имеет непосредственно способность делать это или не делать».
Итак, Мухаммад аль-Аккирмани смог довольно аргументированно объяснить «срединную позицию» между двумя крайностями − идеей того, что человеческая воля также создана Богом (и потому человек обречен на определенные поступки), а также взгляд на человеческие поступки как созданные самим человеком (что ограничивает всемогущество Творца). Поскольку индивидуальная воля принадлежит к состояниям, а не к вещам, а знание Богом того, что выберет раб Божий, не означает самого принуждения к действию, человек вполне свободен в своем выборе и ответственен за свои поступки. Это позиция была развита в русле классического матуридизма и ашаризма, но принималась за пределами традиционного турецкого Ислама, например, в подобном русле идею свободы воли истолковывал мединский хадисовед Мухаммад Хайат ас-Синди (ум. 1750), автор «Мединского провозвестие о свободе воли».
Чем важны эти учения сегодня? Как отмечает целый ряд современных исламоведов (Дж. Пессано, Ф. Брукмайр, М. Сарияннис и др.), индивидуализация проблемы свободы воли и четкое позиционирование ума как единого ответственного орудия свободы выбора способствовало рационализации общественной и экономической жизни. В определенной степени эта идея, которая была сформулирована именно в русле исламской умеренности (как срединным между неприемлемыми крайностями), способствовала новейшим реформам на территории постосманского мира, что происходили уже в XIX веке. Работы выходца из украинских земель Мухаммада аль-Аккирмани еще раз подтверждают, что для исламской интеллектуальной традиции региона была характерна идея избежать крайностей, которая находила свое отражение, в частности, на уровне сложных богословских дискуссий.