В массовом сознании существует представление, что после падения Римской империи (476 г.) рабовладельческий строй по крайней мере в Европе сменился более прогрессивным феодальным. На самом деле в Европе, Азии и Африке рабство в разных формах продолжало существовать вплоть до XIX в., а в некоторых странах даже до конца минувшего столетия. Мусульманские государства не были исключением.
Стоит отметить, что сам институт рабства возник задолго до появления первой мусульманской уммы. В Коране есть множество упоминаний о рабстве и невольниках, соответственно у мусульман было точное руководство, как следует относиться к рабам и к рабству в целом.
В доисламский период раб рассматривался как «говорящее орудие производства», как имущество, лишенное всяческих прав. В Римской империи рабу, чтобы стать свободным, нужно было, чтобы его господин изъявил такое желание. На практике это происходило достаточно редко и было вызвано, как правило, экономическими причинами, например, невозможностью содержать раба из-за финансовых затруднений владельца.
В Аравии рабство и работорговля были повсеместным явлением, хотя количество рабов было достаточно невелико. В семьях богатых арабов невольники выполняли всю домашнюю работу, кроме того они пасли скот и были заняты на различных сельскохозяйственных работах. Отношение к ним было крайне жестоким, раба могли наказать физически или даже убить.
Ситуация поменялась сразу же после возникновения Арабского халифата (632 г.). В первой мусульманской умме было немало бывших рабов, некоторые из них занимали заметное место в общине. Благодаря исламу, впервые в истории восторжествовал прописанный в Коране принцип гласящий, что все люди рождаются свободными:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран 49:13).
В достоверном хадисе из сборника Аль-Бухари говорится:
«Рабы — ваши братья! Бог передал их вам на попечение. Поэтому тот, чей брат на попечении, должен кормить его тем, что он ест, и одевать в то, что носит сам. Не обременяйте их более их возможностей, но если вы обременили их [невыносимой ношей], помогите им [, разделив их тяжесть]».
Ислам существенно изменил представления средневекового общества о ценности человеческой жизни, предоставив рабам значительные права. Более того, освобождение невольников в исламском мире признано богоугодным делом.
Абу-ль-Аля Маудуди в своей работе «Отношение к рабству в исламе» пишет:
«Один только Пророк (мир ему и благословение) освободил 63 раба. Айша освободила 67 невольников, Аббас — 70, Абдуллах ибн Умар — одну тысячу, а Абд ар-Рахман купил 30 тысяч рабов и отпустил их. Зайд, бывший раб, освобожденный Пророком (мир ему и благословение), получил под свое начало целую армию, и выдающиеся военачальники не считали зазорным служить у него в подчинении. Его сын Усама возглавил военную экспедицию, направленную Абу Бакром против византийцев. [Айбек] Кутб ад-Дин, первый мусульманский султан Дели и основатель мусульманской империи в Индии, происходил из рабов».
В Османской империи и Крымском ханстве значительная часть рабов была военнопленными, при этом существовала повсеместная практика освобождения невольников, принявших ислам. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486–1566), посещавший Османскую империю и хорошо знавший ее политическую кухню, писал:
«Пленники принуждены служить рабами шесть лет подряд, по истечении которых они делаются свободными, но не могут удаляться из страны».
Михалон Литвин, посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, мемуарист-этнограф XVI в., в своей работе «О нравах татар, литовцев и москвитян» отмечает:
«С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они ими добыты в сражении или [приобретены] за деньги, однако более семи лет их не держат [в неволе]».
Соратник гетмана Ивана Мазепы, украинский писатель и дипломат Иван Быховец, посещавший Крым в 1704 году, оставил своеобразный отчет о жизни и нравах крымских татар, названный «Диариуш». В нем говорится о существовавшей в Крыму практике обращения с пленниками-рабами:
«Невольники, выслужившиеся и свободные листы имея, просили воли на Русь (Украину). О них я дважды вел переговоры, отказал везир [, говоря]: „В книгах наших написано: на волю невольников пускать, но из Крыма не отпускать, пусть тут живут, ибо по талеру с них в год налога берут“».
Новые «граждане» Крыма были не только источником поступления средств в государственную казну, но и активными участниками хозяйственных процессов на полуострове. Многие бывшие рабы занимались торговлей, ремеслами и сельским хозяйством, внося значительный вклад в благосостояние Крымского ханства. При этом не все из них принимали ислам — часть бывших рабов продолжала исповедовать свою веру, имея для этого все возможности. На полуострове вплоть до ликвидации Крымского ханства функционировали православные и католические храмы.
Некоторые «профессии» в Османской империи и Крымском ханстве изначально подразумевали в качестве исполнителей рабов. Из-за этого случались казусы, требовавшие вмешательства высших лиц государства. Так, в 1609 году крымский хан Селямет Герай (1608–1610) выдал ярлык служительнице гарема Шахземан, в котором говорилось, что она не является рабыней. При этом Шахземан пришлось доказывать, что ее отец был мусульманином, и она также является мусульманкой.
Немало жителей Украины, оказавшись в крымском плену, обзаводились там семьями, становились обеспеченными и уважаемыми людьми, полностью интегрированными в мусульманское общество. В ходе походов на Крым казаки нередко освобождали своих соотечественников, возвращая их на родину. При этом далеко не все из них соглашались вернуться домой.
Хорошо известен случай описанный в казацкой летописи Самуила Величко, которая повествует о том, как в 1675 году в одном из походов на Крым кошевой атаман Иван Сирко освободил несколько тысяч земляков. По пути домой многие из них начали просить атамана отпустить их обратно в Крым, ссылаясь на то, что в ханстве у них уже есть свои семьи, налажен быт и хозяйство. Сирко отпустил всех желающих, но затем приказал их убить. Согласно летописи, Сирко объяснил свой поступок нежеланием в будущем воевать с детьми «отуреченных» украинцев.
Этот случай свидетельствует о том, что именно религиозный фактор был основным мотивом в военных конфликтах, в период позднего средневековья. Жестокие противостояния были характерным явлением для многих государств Европы. Достаточно вспомнить Варфоломеевскую ночь (1572) во Франции, когда католиками были убиты около 30 тыс. протестантов.
Что касается Османской империи, то случаи религиозной резни вплоть до XIX в. были крайне редки и являлись, по-видимому, «эксцессами исполнителей», а не политикой государства, которое было заинтересовано в интеграции всех его подданных, независимо от социального статуса или религиозной принадлежности.