Из истории мусульман Поднепровья

Из истории мусульман Поднепровья
В виде ее чувствовались восточные мотивы: окна осложненных форм, имитация резьбы по камню, облицовка с чередованием черного и белого камня — популярный на рубеже XIX–XX веков «неомавританский» стиль.
Из истории мусульман Поднепровья
Новая мечеть выгодно выделялась на фоне других зданий: это было единственное здание в городе, построенное в «мавританском» стиле.
Из истории мусульман Поднепровья
В декабре 1953 года сюда переезжает детско-юношеская спортивная школа, здание капитально реконструируют и сейчас узнать в ней бывший «молитвенный дом магометан» практически невозможно.
Из истории мусульман Поднепровья
Из истории мусульман Поднепровья
Из истории мусульман Поднепровья
15.01.2018
Оцените статью: 
(503 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Взаимодействие христианской и мусульманской цивилизаций на территории современной Украины имеет более чем тысячелетнюю историю. Считается, что первыми мусульманами на этих землях были хазары. Ислам начал распространяться в Хазарском каганате после арабо-хазарских войн в первой половине VIII в. Наибольшее распространение ислама среди хазар приходится на IX–X вв., что описано в исторических анналах арабских путешественников и исследователей (Ибн Хаукаль 977–978 гг., Аль-Масуди приб. 896–956 гг., Ибн Фадлан 877–960 гг.) [1]. Территориально Хазарский каганат — это земли современного Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, северо-западного Казахстана, Приазовья, Поднепровья, а также восточная часть Крымского полуострова [2].

Падение Хазарского каганата в X в. и дальнейшее участие хазарского этнического компонента в татарском этносе имела важную роль в распространении ислама в Золотой Орде. В письме нидерландского писателя Альберто Кампензе к Папе Клименту VII описано, что Бату-хан первый из правителей Улуса Джучи принял ислам; следующим ханом, исповедавшим ислам, был Берке [3]. Однако  ислам стал государственной религией на полвека позже — в 1320 (1321) году, после Узбек-хана — и знаменовало новую эпоху становления татаро-исламского геополитического и культурного пространства на землях, входивших в состав Золотой Орды, в частности на территории юго-восточной Украины [4].

В результате кровавых войн и конфликтов, начиная с двадцатых годов XV века, Золотая Орда распадается, возникают независимые ханства. В 1441 году, с избранием Хаджи Гирея I ханом, Крымское ханство приобретает независимость от дезинтегрированной Золотой Орды; в 1440-е окончательно отделяется Ногайская Орда. Далее именно эти постзолотоордынские государственные образования имели значительное влияние на Поднепровье и создаваемых здесь казацкие гетманаты [5].

Первые сведения о существовании Запорожской Сечи относятся к концу XV — первой половине XVI веков [6]. В эти же годы укрепилось Крымское ханство, занимавшее территорию современного Крыма и южных областей континентальной Украины. Границы Ногайской Орды простираются от Донетчины до Закавказья — вплоть до берегов Каспийского моря [7; 8].

Во 2 пол. XVI — нач. XVII веков прокладывается главная торговая сакма крымских татар и ногайцев на Московское княжество — Муравский шлях. Начинаются регулярные отношения запорожских казаков с татаро-ногайскими ордами, которые проявлялись как в военных противостояниях, так и в заключении военных союзов. Первым задокументированным военным союзом между казаками и татарами было соглашение, заключенное черкасским старостой Астафием Дашковичем и крымским ханом Мехмедом Гиреем 1521 — о совместном походе на Астраханское и Казанское ханства с целью отвоевать их у московских князей. Такие походы повторялись еще в 1531 и 1535 годах, но несмотря на отдельные тактические победы не принесли стратегического успеха. Из исторических источников известно и о торговых отношениях между запорожскими казаками и крымскими татарами. В 1540-х годах в Бахчисарае работал специальный представитель казачества, следивший за торговлей между Крымским ханством и Сечью [9]. Регулярное военное и торговое взаимодействие Крымского ханства и Запорожской Сечи существенно повлияло на культуру запорожского казачества, что отразилось в языковых заимствованиях, курении табака люлькой-«бурулькой» (правильнее — «бурунькой», от тат. burun — нос, lüle — трубка для курения. — Авт.), одежде и других аспектах жизни. Показательный пример длительного соседства запорожских казаков с Османским Государством и Крымским ханством — изображение на хоругвях Запорожской Сечи одного из символов ислама — полумесяца, наряду с другими религиозными знаками.

Начиная со второй половины XVIII в. в результате военно-империалистической политики российского правительства отношения Крымского ханства и Сечи прекращаются. В 1775 году императрица Екатерина II подписывает манифест «Объ истребленіи Запорожской Сѣчи» [10]. А в 1783 году происходит окончательное присоединение Крыма к Российской империи, после длительной военной кампании российских войск [11].

Первые упоминания о мусульманском населении на юго-востоке нынешней территории Украины во времена Российской империи относятся к кон. XVIII в. В Азовской губернии, созданной царским правительством после русско-турецкой войны 1768—1774 гг., жили 75 турок, 43 татар и 6 арабов — всего 124 мусульманина [12, С. 145-180]. В 1783 году Азовская губерния вошла в состав Екатеринославского наместничества, а в 1803 году была образована Екатеринославская губерния с центром в Екатеринославе (ныне — Днепр. — Ред.) [13]. О первых мусульманах нового губернского центра известно очень мало. Считается, что это были турецкие и крымскотатарские купцы, но документальные свидетельства о них не сохранились.

Определяющим этапом распространения ислама на территории бывшего Дикого Поля становится масштабная индустриализация во 2 пол. XIX в. После открытия месторождений железной руды, залежей каменного угля, строительства шахт и фабрик дефицит рабочей силы компенсировался татарскими переселенцами из Среднего и Нижнего Поволжья [14]. Следовательно, именно волжские татары составили основу «магометанской махалли» в Екатеринославской губернии.

Первые сведения о мусульманах в Екатеринославе относят к 1865 году: их число — 15 человек, то есть 0,066% от жителей города. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в Екатеринославской губернии жили: 17 253 татар (0,8% от населения губернии) и 5555 турок (0,26% от населения губернии). В Екатеринославе на момент переписи жили: 726 татар (0,64% жителей города) и 159 турок (0,14% жителей города) [15]. В 1910 году мусульманская община Екатеринослава насчитывала 596 человек [16, С. 51–56].

Как видно из данных, за последнюю треть XIX в. мусульманская община Екатеринослава очень увеличилась и, соответственно, нуждалась в молитвенном доме — мечети. Сведения о первом молитвенном доме магометан относят к нач. XX в. В 1904 году он находился в доме Петровых на улице Воскресенской, а в 1910 — на улице Клубной. Известно, что мусульманская община Екатеринослава имела значительные средства и влияние, поэтому могла заняться вопросом строительства мечети. «Общество строительства мусульманской мечети» создали в 1909–1910 годах; земельный участок выбрали в пределах слободы Старый Кут — на перекрестке улиц Херсонской и Большой Базарной. Считается, что именно здесь было небольшое татарское поселение [17]. Существуют свидетельства, что мусульмане селились в городе компактно, но этот факт окончательно не подтвержден. В 1911 году мечеть достроили, о чем свидетельствует запись в справочнике «Весь Екатеринославъ» от 1912 года, где строительство мечети датируется 1911 годом, и указано, что она построена на собственной земле религиозной общины [18]. В феврале 1912 года мусульманская община просит у городских властей дополнительный участок — 30 саж (ок. 132 м2. — Авт.), необходимую для достройки лестницы [19]. «Общество строительства мусульманской мечети» действует и в следующем году, о нем упоминает журнал «Дніпрові хвилі» — № 8 от 1913 г., то есть строительные работы закончены только в 1913–1914 годах [20].

Новая мечеть выгодно выделялась на фоне других зданий: это было единственное здание в городе, построенное в «мавританском» стиле. В виде ее чувствовались восточные мотивы: окна осложненных форм, имитация резьбы по камню, облицовка с чередованием черного и белого камня — популярный на рубеже XIX–XX веков «неомавританский» стиль.

Мусульманская община Екатеринослава имела и отдельный участок на Новом городском кладбище (в южной части современного парка им. Писаржевского. — Авт.) — он не сохранился.

Деятельность мусульманской общины города периодически отражалась в городской прессе, о чем свидетельствуют публикации в ежегодном справочнике «Весь Екатеринославъ» магометанского календаря с главными мусульманскими праздниками [21 C. 261–265] и изображений мечети. Показательна также публикация в «Екатеринославских губернских вѣдомостях» — № 98 от 1916 года: «Крестьянинъ Пензенской губ. Керенского уезда с. Горенки Гадіатулла Харисовъ Бекіяшевъ, согласно избранія его единоверцами, утвержденъ в должности муадзина Соборной мечети в г. Екатеринославе».

С началом Первой мировой войны «турецкоподданные» должны были покинуть город, что становится первым ударом по «махалле». Однако известно, что молитвы отправлялись и впоследствии.

Переломный момент в истории мусульманской общины — приход к власти большевиков. Уже в решении Днепропетровского окрисполкома от 20 июля 1926 года указано: «Турецкая мечеть не используется ни одной религиозной общиной» [22, С. 69]. А в мае 1927 года на основании акта обследования бывшей татарской мечети президиум Днепропетровского горисполкома постановляет: «Дом бывшей татарской мечети закрепить за ГПУ; татарским семьям, которые проживают в мечети, предоставить жилье» [23]. В том же году журнал «Мартен» разместил фото мечети с подписью: «Мечеть по Херсонской улице уже давно стоит забитой. В целях использования пустого помещения горсовет постановил передать мечеть под клуб работников милиции и ГПУ» [24]. Свидетельств об открытии клуба или использовании бывшего здания мечети в 30-е годы не выявлено.

После II мировой войны в помещении бывшей мечети разместились на разных этажах картонажный цех артели Облкоопполиграфа и детский сад № 15. В декабре 1953 года сюда переезжает детско-юношеская спортивная школа, здание капитально реконструируют и сейчас узнать в ней бывший «молитвенный дом магометан» практически невозможно [25].

Шамиль (Семен) Румыгин

Литература:

1. Ислам в Хазарии [Електронний ресурс] http://cyclowiki.org/wiki/Ислам_в_Хазарии
2. Хазарский Каганат [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Хазарский_каганат
3. Батый [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Батый
4. Узбек-хан [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбек-хан
5. Великая смута. Распад Золотой Орды [Електронний ресурс] https://www.e-reading.club/chapter.php/150357/72/Rahmanaliev_-_Imperiya_tyurkov._Velikaya_civilizaciya.html.
6. Запорожские казаки [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожские_казаки
7. Крымское ханство [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Крымское_ханство
8. Ногайская Орда [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ногайская_Орда
9. Борьба с мифами: как казаки с крымскими татарами союзы заключали [Електронний ресурс] https://ru.krymr.com/a/28518992.html
10. Запорожская Сечь [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Запорожская_Сечь
11. Присоединение Крыма к Российской империи [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Присоединение_Крыма_к_Российской_империи
12. Пірко В.О. Заселення Донеччини у XVI-XVIII ст. (короткий історичний нарис і уривки з джерел) / Український культурологічний центр. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2003. — С. 145-180.
13. Екатеринославская губерния [Електронний ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринославская_губерния#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F
14. Татары в Донбассе: поиски непьющих магометан, любовь к гетто и вечная привязанность к конской колбасе [Електронний ресурс] https://realnoevremya.ru/articles/51818
15. Катеринославська губернія. Перепис 1897 р. [Електронний ресурс] https://gorod.dp.ua/history/doc/katgub1897.pdf
16. Лазебник В. И. Население Екатеринославской губернии по материалам Первой всеобщей переписи населения в Российской Империи 1897 (Статистический осмотр) // Весник Днепропетровского университета — вып. 10 — История и археология, 2002. — С. 51-56.

17. Самодрыга В. В., Стародубов А. Ф., Іванов С. С. Память истории, (машинопись). — Д. 1986. — С. 145
18. Екатеринослав на 1912 год. — Екатеринослав, 1911 — С. 35.
19. Южная заря — 1912. — 12 февраля.
20. Дніпрові хвилі — 1913. — №8 — С. 130.
21. Магометанский молитвенный дом (Мечеть). (Херсонская с. д.) / Весь Екатеринослав: Справочная книга. — Екатеринослав: Изд-во Л. И. Сатановского, 1913. С. 261-265.
22. Дніпропетровськ: минуле і сучасне. — Д., 2001. — С. 69.
23. ДАДО. — Ф.416. — Оп.1. — Спр.16. — Протокол 5 від 12. 05. 1927
24. Мартен — 1927. — №6(8) — четвертая страница обложки
25. Дом мусульманской общины на Херсонской [Електронний ресурс] http://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=245.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.