С включением гетманской Украины и ханского Крыма в состав Российской империи мусульмане Крыма, а также отдельные мусульмане, которые поселялись на наших землях в течение XIX века, были поставлены на грань этнического выживания. Перед ними встала угроза национальной ассимиляции и принудительной христианизации.
(Продолжение. Начало - см. ссылки на тему)
Испытывая поражения в борьбе с Российской империей, Турция по Кучук-Канарджийскому договору от 10 июня 1774 года признала независимость (от себя) Крымского ханства. Россия признала же только духовную власть султана над крымскими татарами как халифа всех мусульман. Однако и эта религиозная связь оборвана 8 апреля 1783 года, когда с фиктивной самостоятельностью ханства было покончено и его присоединено к России. Крымское государство, древнее Московского, также ликвидировали. С этого момента начались систематические притеснения ислама и мусульман, постепенно ослабившие позиции «религии Пророка» в Крыму. С падением ханства было уничтожено государственную структуру с ее теократической властью. Мусульмане Крыма начали вынужденно покидать свою историческую Родину и ехать в Турцию и другие страны мира. Пик эмиграции в Турцию пришелся на 1860-1862 годы. С 1783 до 1917 г. из Крыма эмигрировало почти 4 млн. мусульманского населения.
С начала XIX в. из Крыма выселили вглубь России многих мулл и имамов, которых забирали именно за то, что они пользовались авторитетом среди верующих. Тем, кто был выслан навсегда, запрещалось возвращаться - вдоль границы Крыма расставили специальные часовые посты. За всеми хаджами в Крыму установили открытый надзор. Паспорт на выезд в хадж можно было получить только с разрешения новороссийского генерал-губернатора или губернатора таврийского.
С 1836 года занять духовную должность мог лишь тот мулла, который отличался «надежностью, верностью и хорошим поведением». Тем, кто бывал в Турции, вообще запрещалось занимать любую духовную должность. Татарин, который учился за границей, не мог стать муллой. И даже обучение в прогрессивных, европейски ориентированных медресе - Гелеевском и Хусаиновском также перекрывало путь к духовной деятельности. Муфтия выбирали все татары, но лишь из трех кандидатов, утвержденных губернатором. В 1876 г. министр внутренних дел окончательно запретил выдавать паспорта для совершения хаджа. В 1890 г. проведено окончательное отчуждение вакуфных земель, дающих деньги на религиозные нужды мусульманских общин (вакф - имущество, предоставленное государством для материального обеспечения мусульманской общины).
До начала господства Российской империи здесь в каждом селе, где действовала мечеть, функционировали и приходские школы - мектебе. Практически их насчитывалось более полутора тысяч. В каждой школе обучалось 600 - 700 учеников. На 1890 г. осталось лишь 275 мектебе, при том, что новых, светских школ открыто не было, а деньги, собранные среди верующих на обустройство мусульманской гимназии, - изъяты. На конец XIX века действующими осталось 23 медресе - мусульманские школы среднего типа. Так воплощалась в жизнь линия правительства России на то, что ислам является терпимой, но второстепенной, нежелательной религией.
Во времена господства Российской империи проводилась последовательная политика уничтожения основ мусульманской цивилизации Крыма. Разрушены или превращены в казармы более 900 мечетей. Вскоре после событий в г. Карасу-Базар принудительно собрали и вырезали немало мусульманских ученых. В 1883 г. произошло первое крупное сожжение старинных крымско-татарских книг (второе - в 1929 г.).
Несмотря на систематические притеснения, мусульманская культура Крыма жила дальше и даже обновлялась. Образцом мусульманской культуры XX века стало творчество Исмаил-бея Гаспралы (Исмаила Гаспринского). Его усилиями в Крыму проводилась религиозно-культурная реформа, следствием которой должно было стать то, что теперь называют европейским исламом. В 1881 г. Гаспринский издает книгу «Русское мусульманство», а с 1883 г. - еженедельник «Тарджиман» («Переводчик»), в которых отстаивает идеи объединения ислама со светской жизнью на европейский манер.
Гаспринскому принадлежит утопия о создании где-то в Европе высокоразвитой мусульманской страны, которая бы соединила духовные ценности ислама с европейским гуманизмом. Его учениками и последователями сделана попытка интегрировать идеи Исмаил-бея Гаспралы в целостное культурологическое учение - джидадизм. Последователи его были рассеяны вынужденной эмиграцией или преследованиями. Деятельность Исмаил-бея Гаспралы в значительной мере способствовала сохранению национального достоинства крымскотатарского народа, ослабляла исторически обусловленное недоверие между этим народом и украинским.
Политика имперской власти в материковой части Украины после эйфории, вызванной победами над Крымом и Турцией, что отображено в многочисленных символах побежденного ислама (вспомним хотя бы свергнутый мусульманский полумесяц под победным крестом на многочисленных украинских церквях или рельефные изображения на чугунном полу Софийского собора в Киеве), изменилась более терпимым отношением к «своим» мусульманам, традиционным общинам Российской империи.
Вследствие экономической миграции на протяжении XIX в. начинается расселение в Украине представителей народов, традиционно исповедующих ислам. На украинских землях селятся выходцы из волжских («казанских») татар. Численность переселенцев измеряется десятками тысяч. В промышленном поясе Украины - на востоке и юге формируется своеобразная диаспора тюркоязычных народов в Украине.
После побед «русского воинства» на Кавказе появляются на украинских землях репатрианты с Кавказа. Самым известным среди них является, безусловно, знаменитый имам Шамиль. Герой национального сопротивления чеченского и дагестанского народов, он был суфийским учителем, принадлежавшим к тарикату (братству) «Накшбандийя». В государстве, которое он создал и которое существовало короткое время, Шамиль стремился соединить требования шариата и местных традиций.
Это многонациональное мусульманское государство - имамат, основанное на сочетании духовной и светской власти в лице правителя - имама, просуществовало недолго, а Шамиля выслали в Россию. С декабря 1896 года он жил в Киеве, остановившись в доме Массоновой на Дворцовой площади на Печерске. Прожив здесь до весны, имам Шамиль 12 мая 1870 года отплыл на пароходе из Одессы в Стамбул, имея целью осуществить хадж. Имам с глубокой симпатией относился к украинскому народу, увлекался гражданской позицией Тараса Шевченко.
Царское правительство позволяло мусульманам иметь свои мечети (но в ограниченном количестве). Поэтому чаще мусульмане, кроме мечетей, имели еще и молитвенные дома. Так, например, на Донецких землях на начало XX в. функционировало две мечети - в Луганске и Макеевке, а в деревнях - еще несколько молитвенных домов. В Киеве татары жили на Подоле, Лукьяновке, в Святошино. На ул. Мирной стоял молитвенный дом. В 1910 г. заложили фундамент мечети, которую так и не построили. В Киеве было разрешено иметь 2 мусульманских кладбища. Мусульманские общины действовали во многих городах Украины - Екатеринославе, Харькове, Запорожье, Николаеве и других, за границами Российской империи - во Львове и в др.
Из книги «Історія релігії в Україні: Навчальний посібник» / A.M. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та ін.; За ред. A.M. Колодного, П.Л. Яроцького. — К.: Т-во "Знання", КОО, 1999
(Продолжение следует)
Ссылки по теме:
Предыдущие публикации
Мусульманские народы Причерноморья и Украина в XVI - XVIII вв.