Слушатели V Международной молодежной летней школы исламоведения узнавали о суфийских сообществах в Западной Европе

Слушатели V Международной молодежной летней школы исламоведения узнавали о суфийских сообществах в Западной Европе
Выступление заведующего сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидата философских наук Олега Яроша

В работе V Международной молодежной летней школы исламоведения, которая, как сообщал Ислам в Украине, проходила с 10 по 15 июля в городе Острог, участвовал заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидат философских наук Олег Ярош, который ознакомил участников со спецификой возникновения суфийских общин в Западной Европе и их ролью в распространении Ислама.

Ученый отметил, что на протяжении многих десятилетий суфийские общины были неотъемлемой частью мусульманской религиозной среды в странах Запада.

— Мы рассматриваем «суфизм» в узком смысле, а именно в его институциональном аспекте, который основывается на инициации в организованную религиозную общину (тарикат, джама’ат) и подчинении авторитету шейха как духовного наставника и посредника. Как указывает британская исследовательница Пнина Вербнер, «суфийские культы организуются вокруг живых или умерших святых как та’ифа, региональные культы, организованные в значительной степени по той же схеме, что и другие региональные культы».

Каждый такой культ связан с «сакральным центром», так называемой «материнской ложей», основанной «живым святым», и имеет ответвления, признающие духовный авторитет центра и в разной степени связанные с ним. Эти локальные центры, в свою очередь, постепенно распространяют своё влияние в новых регионах, делегируя представителей шейха (калифа, маьзун, вакиль), вокруг которых впоследствии формируются группы последователей. Такой в общих чертах есть схема распространения суфийских общин в мусульманских сообществах Востока и Запада, — говорилось в докладе Олега Яроша.

По мнению ученого, одной из ключевых проблем исследования форм бытования суфизма на Западе является его контекстуализация в западной социокультурной среде. На суфийские общины, ритуалы и дискурсы влияют урбанизация, миграция, внутренняя и внешняя политика западных стран. Также Олег Ярош приводит мнение некоторых своих европейских коллег, которые считают, что суфийские тарикаты всегда были транснациональными сетевыми институтами, в рамках которых осуществлялось движение людей, товаров, идей, культурных артефактов.

Транснациональные организации, к которым относятся и суфийские тарикаты, имеют сетевой характер. Среди сетевых организаций принято выделять формальные и неформальные. Первые характеризуются наличием центрального института авторитета, а также способа коммуникации внутри сети. Иначе говоря, определяющим фактором является то, соотносится ли сеть с любым центральным институтом, духовным лидером (живым или умершим), дискурс которых является нормативным для коллективных и индивидуальных членов сети.

В то же время, членство в подобных организациях также может быть в большей или меньшей степени формализованным. Формальное членство, что означает, как правило, присягу, инициацию или принятие формальных обязательств относительно организации, в свою очередь, предполагает различную степень вовлеченности в её деятельность. В то время, как неформальные члены — сторонники, сочувствующие — участвуют в деятельности организации только спорадически, представляя собой её мобилизационный резерв.
Ключевым фактором развития сетевых организаций является обмен информацией, скорость которого возрастает с развитием современных информационных технологий. Этот фактор служит укреплению связей внутри сетей и их экспансии.

Говоря о том, что в отдельных странах Западной Европы распространение суфизма имеет свои особенности, заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины Олег Ярош отметил, что транснациональные исламские институты являются формальными сетевыми организациями, в которых важную роль играет религиозный авторитет.

— Транснационализация непосредственно влияет на институт религиозного авторитета в Исламе. Прежде всего это касается диаспоры мусульманских сообществ Запада. Характерными особенностями этого является разделение религиозной и этнической или национальной принадлежности в этих сообществах, что способствует возникновению и распространению транснациональных мусульманских движений, в рамках которых формируются специфические «сети» мусульманского авторитета и обучения, сформированные вокруг личности, носящей формальный статус мусульманского ученого или признанного харизматичного суфийского шейха, как в случае с Назымом аль-Кубриси в тариката Накшбандиййа-Хакканиййа, — рассказал Олег Ярош.

Также ученый ознакомил участников Школы с итогами своих полевых исследований в Германии (что, в частности, включали в себя интервью с членами некоторых местных суфийских общин и включенное наблюдение во время ритуальных собраний суфиев), осуществленных во время стажировки в 2008 и 2014 годах.

— … Успешная инкультурация, то есть усвоение религиозных норм и культурных паттернов исламской традиции последователями среди европейцев в суфийских общинах Запада, во многом зависит от авторитета шейха. В тех общинах, где религиозный авторитет является консолидированным <…>, этот процесс более успешен, чем там, где он фрагментированный, а локальные общины более автономные <…>. Гибридные суфийские общины по своей природе являются неустойчивыми и могут эволюционировать как в сторону большей связи с исламской традицией, так и дистанцироваться от неё.

Полностью текст доклада заведующего сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидата философских наук Олега Яроша (как и доклады других участников V Международной молодежной летней школы исламоведения) будет опубликован в очередном номере альманаха «Аль-Калям».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.