Амет-Хану Султану — 98

Амет-Хану Султану — 98
Амет-Хану Султану — 98
Амет-Хану Султану — 98
Амет-Хану Султану — 98
Амет-Хану Султану — 98
Амет-Хану Султану — 98
26.10.2018
Оцените статью: 
(340 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Во время Второй мировой войны в армии СССР воевало много мусульман, в том числе и крымских татар. Но воинская доблесть и мужество представителей коренного народа Крыма всячески замалчивались советской властью, более того, тогдашние руководители государства объявили весь крымскотатарский народ предателем и депортировали в отдаленные регионы Союза, распылив людей по степям за Уралом и среднеазиатским пустынным районам. Но несмотря на все попытки, не удалось предать забвению имя выдающегося кырымлы — Амет-Хана Султана, который сейчас является признанным во всем мире национальным героем крымскотатарского народа. Летчик-ас, чье имя наводило ужас на врага, который лично сбил 30 фашистских самолетов и еще 19 в групповых боях, успешно осуществил более 600 боевых задач, а после войны в период с 1947 до 1971 года испытал в воздухе 107 единиц техники более 50 типов летательных аппаратов. И погиб он на боевом посту во время испытания самолета, но сегодня остается гордостью всего крымскотатарского и лакского народов и всей Украины.

А 25 октября отмечается 98 лет со дня рождения легендарного сына крымскотатарского народа.

Амет-Хан родился в 1920 году в поселке Алупка Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне — город в составе Ялтинского горсовета АРК) в рабочей семье. Отец Амет-Хана — Султан — по национальности был лакец (лаки, казикумухци; самоназвание — лак) — народ в Дагестане, исповедующий суннитский ислам), мать Насиба — крымская татарка. Сам Амет-Хан считал себя крымским татарином, несмотря на то, что во время гонений на коренной народ Крыма ему неоднократно намекали — признай себя дагестанцем и все твои проблемы отпадут.

После окончания семилетки в 1937 году будущий герой поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище, затем работал слесарем-котельщиком в симферопольском паровозном депо и одновременно учился в аэроклубе, в феврале 1939 года вступил в 1-ую Качинскую авиашколу вблизи Севастополя, ускоренный курс которой окончил в 1940 в чине младшего лейтенанта. Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941-го, во время первого этапа немецко-советской войны осуществил 130 боевых вылетов В октябре 1941 года Амет-Хан был назначен на должность командира авиазвена и уже в ноябре награжден орденом Красной Звезды. В 1942-м за сбитый тараном немецкий бомбардировщик в небе Ярославля был награжден городским Комитетом обороны грамотой и именными часами, а также орденом Красного Знамени. В июле 1942 года в боях под Касторным и Воронежем Амет-Хан уничтожил в воздушных боях 7 самолетов противника. В разгар боев его назначили на должность командира эскадрильи. С конца августа 1942-го полк участвовал в Сталинградской битве, в составе 8-й воздушной армии была сформирована группа летчиков специального назначения, в состав которой входили наиболее опытные летчики-истребители. В группу был отправлен и Амет-Хан. За очень короткий срок на самолете Як-7 он сбил под Сталинградом 6 самолетов противника и сам был сбит. За проявленное мужество награжден орденом Ленина.

В конце 1942 года с целью концентрированного использования истребительной авиации в 8-й воздушной армии решили создать на базе одного из полков элитное подразделение летчиков-асов. Базой для нового подразделения избрали 9-й гвардейский истребительный авиаполк, и с октября 1942 года старший лейтенант Амет-Хан Султан стал командиром 3-й эскадрильи этого полка. Участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, уничтожал врага в воздушных боях над Кубанью, за боевые успехи в боях 15 ноября 1942-го награжден вторым орденом Красного Знамени. Принимал участие и в Донбасской операции, 18 апреля 1943 года Амет-Хан получил второй орден Ленина. А после освобождения Таганрога и Мелитополя 24 августа 1943-го гвардии капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением уже третьего ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К тому времени Амет-Хан Султан осуществил уже 359 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 11 самолетов противника и 19 в групповых боях.

В январе 1944 года Амет-Хан в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым перехватил над Каркинитским заливом и заставил сесть на свой аэродром немецкий связной самолет, следовавший из Констанцы в Евпаторию с ценными документами. Награжден орденом Александра Невского. Участвовал в освобождении Крыма.

В мае 1944 года командование полка разрешило Амет-Хану навестить родителей в Алупке. Вместе с ним там три дня гостил Герой Советского Союза Павел Головачев. Во время пребывания у родителей Амет-Хан узнал, что его брат Имран обвинен в «пособничестве оккупантам» и арестован. Именно на время пребывания летчиков в Алупке пришлась операция НКВД по принудительной депортации крымских татар, энкаведисты хотели забрать и мать летчика Насибу, за которую вступился сын. Неизвестно, чем бы закончился конфликт, если бы не вмешательство Головачева. Благодаря заступничеству командующего 8-й армии генерала Хрюкина и боевым заслугам Амет-Хана было разрешено не выселять мать Героя Советского Союза в Узбекистан, но это не спасло их от депортации: Тимофей Тимофеевич Хрюкин помог Амет-Хану отправить родителей в станицу Привольная Краснодарского края к своим родителям.

… Последний победный воздушный бой Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив немецкий «Фокке-Вульф». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «за проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, сбитые лично 30 самолетов противника разных типов и 19 самолетов, сбитых в групповых боях» помощник командира 9 гвап с воздушно-стрелковой службы гвардии майор авиации Амет-Хан Султан во второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за четыре года войны Амет-Хан получил пятнадцать боевых наград, в том числе две Золотые Звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, четыре медали.

После окончания войны по распоряжению Сталина все летчики-асы были направлены на учебу в военные академии. С августа 1945 года Амет-Хан Султан стал слушателем Военной академии командно-штурманского состава, однако учеба давалась ему очень тяжело из-за нехватки базового образования. Амет-Хан подал рапорт начальнику академии с просьбой об отчислении. «Трезво взвешивая уровень своих знаний, — писал он в рапорте, — не вижу возможности дальнейшего обучения. Поэтому прошу отчислить меня из академии». Его рапорт удовлетворили, и в апреле 1946 года Амет-Хан был уволен в запас.

В марте 1946 года Амет-Хан поехал в Москву, где подал заявление на работу летчиком-испытателем, однако ответа так и не получил — как стало известно позже, причиной была его национальность: крымские татары, как и другие депортированные в 1944 году народы, были «вычеркнуты» из истории, даже упоминания о крымских татарах были запрещены.

Но благодаря помощи боевых друзей и очередному заступничеству Тимофея Хрюкина, в то время — заместителя Главнокомандующего ВВС, в феврале 1947 года Амет-Хан Султан стал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и за достаточно короткий срок был признан одним из лучших. За успешное выполнение одного из сверхважных заданий Амет-Хан в 1953 году был представлен к третьей Звезде Героя Советского Союза, но на пути вновь стала национальность летчика. Лаврентий Берия, который был в кабинете у Сталина, который как раз просматривал список представленных к наградам, вспоминал, что увидев предложение присвоить Амет-Хану Султану звание трижды Героя, «вождь народов» прошипел: «Как это татарина допустили к сверхсекретным испытаниям?». Берия, видя гнев вождя, все же сказал, что летчик не просто испытывал ракету, но чудом, рискуя жизнью, спас ее. Сталин несколько смягчился, и Амет-Хан «За большой вклад в создание и совершенствование отечественной техники, мужество, самообладание, проявленные при проведении испытательных работ» в 1953 году был удостоен Сталинской премии и награжден очередным орденом Красного Знамени.

«Национальный вопрос» преследовал Амет-Хана и после награждения Сталинской премией. Беспокоясь о судьбе своего народа, он неоднократно и безрезультатно обращался с просьбой о возвращении крымских татар на родину к руководителям СССР. В 1956 году после ХХ съезда КПСС вместе с группой бывших партийных и советских работников Крымской АССР подписал письмо в центральный комитет КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар, и за нарушение табу на крымскотатарский вопрос его не пустили во Францию, куда он был приглашен на юбилей полка «Нормандия-Неман». Формальным поводом для запрета стало участие Амет-Хана Султана в испытаниях секретного истребителя, но все знали настоящую причину случившегося.

… За время летно-испытательной работы личный налет Амет-Хана Султана составил 4237 часа. Он единственный советский летчик-испытатель, который испытал более 50 типов летательных аппаратов: им испытано в воздухе 107 единиц техники.

Погиб Амет-Хан вместе с экипажем 1 февраля 1971 года на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ при испытании нового мощного реактивного двигателя.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.