Увеличение базы средневековых исторических источников позволяет реконструировать условия жизни, быт и культуру тюркских народов, населявших более 1000 лет регион Северного Причерноморья.
Принятый в XIV веке татарами Ислам изменил жизнь кочевых племен. Междуречье Дона и Днепра стало центром формирования синкретичной культуры, вобравшей в себя традиции кочевых народов Дешт-и-Кипчака и урбанизированных регионов Хорезма. То, как происходило взаимовлияние в процессе формирования тюркских этносов Северного Причерноморья, описал в своем сочинении арабский писатель и путешественник Ибн Фадлаллах аль-Омари: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их».
Освоение новых территорий потребовало от монголо-татарских завоевателей создания опорных пунктов, которые благодаря развивающейся торговле достаточно быстро превратились в крупные городские центры. Именно так возникли Килия, Аккерман (Белгород-Днестровский), Шехр-аль-Джедид (Старый Орхей), Эски Къырым (Старый Крым), Азак (Азов), Аргамакли Сарай, Ак-Мечеть (на Южном Буге), Великая Мечетня. Во времена Крымского ханства к этим городам добавились новые: Ачи Кале (Очаков), Бахчисарай, Ислам Кермен, Бендер.
До настоящего времени в большей части вышеназванных городов археологические раскопки либо вообще не производились, либо велись эпизодически. Тем не менее даже на основании тех данных, которые имеются сейчас, можно говорить, что принятие новой религии сделало новые города похожими на среднеазиатские или ближневосточные полисы. Многочисленные мечети, минареты, медресе и караван-сараи были возведены искусными строителями, некоторые из них сохранились до наших дней. Среднеазиатский сегмент в городской жизни особенно отчетливо проявился в быту. При раскопках средневековых городов относящихся к периоду Золотой Орды и Крымского ханства были найдены печи (тандыры), умывальники (тошна), лежанки (суф), при этом некоторые бытовые сооружения были изменены с целью приспособления их к местному климату.
Как известно, монголо-татары не строили для защиты своих городов оборонительных сооружений. Их преемники, крымские татары, и особенно османские турки вели активное строительство крепостей. До нашего времени их сохранилось не так много. Наиболее значительными являются Аккерманская крепость (построенная молдаванами в XV веке, в последствии она была перестроена и существенно укреплена османами), крепость в Бендерах, Ени-Кале (Керчь), крепость «Арабат», Ор-Капу (Перекоп). На территории крепостей сооружались мечети, которые становились центрами религиозной и культурной жизни городов.
Первое письменное упоминание о строительстве мечети в Северном Причерноморье относится к 1222 году. В тот год армия турок-сельджуков захватила Судак, где ими был построен мусульманский молитвенный дом. Согласно широко распространенной легенде, одной из первых в Крыму была построена мечеть, которую связывают с именем мамлюкского султана Египта Бейбарса (XIII век). Египетский правитель по происхождению был кипчаком (половцем). Об этом сообщает арабский историк аль-Айни. Бейбарс прославился как выдающийся полководец и государственный деятель. В Египте благодаря его стараниям было построено множество мечетей, в том числе знаменитая мечеть в Каире, носящая его имя. Предание гласит, что в 1277 году Бейбарс выделил 2000 динаров на сооружение культового здания. От мечети Бейбарса в Старом Крыму до настоящего времени остались одни развалины, однако еще в конце XVIII столетия здание поражало современников своей красотой и богатой отделкой из мрамора и порфира.
Рядом с мечетью Бейбарса находится мечеть хана Узбека, которая хорошо сохранилась до настоящего времени. Ее постройка датируется 1314 годом. Входной портал и михраб украшены искусной резьбой по камню. Мечеть Узбека была первым культовым сооружением в Крыму после того, как Ислам стал государственной религией Золотой Орды.
Среди молитвенных домов Крыма наиболее известной является построенная в XVI веке по проекту выдающегося турецкого архитектора Ходжи-Синана мечеть Хан Джами в Гёзлеве (Евпатория). Этот величественный храм является подлинным шедевром исламской архитектуры. Синан построил еще одну мечеть − Биюк Джами, в Кефе (Феодосии), но она была разрушена уже в советское время.
Всего к концу XVIII столетия в Крыму было 1660 мечетей, 61 медресе и текие. Что касается территории Буджака и Едисана, то точное количество мусульманских культовых сооружений подсчитать достаточно трудно. В Буджаке до нашего времени сохранилась лишь одна мечеть — в Измаиле (используется как музей). На территории Аккерманской крепости остались минарет и фундамент храма османского периода. В Едисане, в Ачи Кале (Очаков) также сохранилась, хотя и в перестроенном виде, мечеть (в настоящее время используется как православная церковь).
Всего, согласно сообщению турецкого путешественника XVII века Эвлия Челеби, в городах и селениях Буджака и Едисана, которые он посетил, было 37 мечетей, но эти данные далеко не в полной мере отражают ситуацию в этих регионах. Уже после посещения Челеби были построены мечети в Хаджибее, Балте и в ряде других городов и селений подвластных Османской империи и Крымскому ханству.
Религиозную ситуацию в Северном Причерноморье XIII–XVIII столетий невозможно понять в отрыве от письменного наследия татар, ногайцев и турок-османов. Мусульманские мыслители, правоведы, историки и поэты Крыма, Буджака и Едисана внесли огромный вклад в сокровищницу исламской цивилизации. Рассказу о них будет посвящена следующая статья из серии «История Ислама в Украине».
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»