«Кто совершил много грехов,
пусть построит баню, чтобы смыть их».
Юсуф Абалхади
Традиционная турецкая баня — хамам — имеет многовековую историю. Принято считать, что турки переняли банную традицию у арабов, которые в свою очередь восприняли ее от древних римлян. После принятия ислама народы Востока стали соблюдать его религиозно-гигиенические нормы, включающие в себя обязательное омовение перед намазом.
С того времени телесная чистота стала непременным атрибутом каждого мусульманина. И именно поэтому уже в раннем средневековье бани были чрезвычайно популярными во всех исламских странах. Выдающийся мусульманский ученый Авиценна (Ибн Сина) в своем труде «Канон врачебной науки» утверждал: «Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах».
Первые хамамы были построены в Арабском халифате в период правления династии Омейядов. В крупнейших городах исламского мира их функционировали сотни и даже тысячи. В период расцвета Багдада в нем было около 10 тыс. бань. В Османской империи некоторые хамамы строились на месте римских терм. Особенно популярными были бани, построенные на месте горячих природных источников.
В Стамбуле шедевром знаменитого зодчего Мимара Синана является мечеть Сулеймания, воздвигнутая в период правления султана Сулеймана Кануни в 1550-1557 годах. Помимо самой мечети, в комплекс сооружений входит несколько медресе, библиотека, больница, а также хамам. Сооружение бани рядом с мечетью символизировало единство чистоты тела и души правоверного. Кроме этого, баня была своего рода клубом, где встречались родственники и знакомые, обсуждались последние новости, отмечались торжественные события.
Принято считать, что в Украине хамамы появились в ХIX веке. Однако это далеко не так. В Крыму турецкие бани существовали весь ханский период и даже позднее. До нашего времени сохранилось два древних крымских хамама, в Евпатории и Ялте. Представляет интерес и тот факт, что крымские татары практически в каждом доме на Южном берегу полуострова имели канализацию и душевые кабинки, которые называли «хамам».
Что касается других регионов Украины, то о существовании в них хамамов долгое время ничего доподлинно не было известно. Археологические раскопки, проведенные в Аккермане, позволили обнаружить места расположения двух турецких бань османского периода. Эти находки полностью подтвердили слова османского путешественника Эвлия Челеби, который в середине XVII века писал: «На краю нижней крепости стоит банька», и далее: «близ реки Днестр имеется одна старинного вида грязная и бедная баня [постройки времен] султана Баязида Вели».
Согласно документам, которые хранятся в архиве султанского дворца Топкапы, обе вышеупомянутые бани были занесены в вакф султана Селима I, отца будущего великого правителя и полководца Сулеймана Кануни. Эта информация позволяет говорить о том, что первые хамамы были построены после того, как османская армия захватила Аккерман в 1484 году.
В период Османской империи поддерживать в надлежащем состоянии огромный хамам, расположенный на территории Аккерманской крепости, было чрезвычайно сложно, тем более, что он не приносил казне дохода. Именно поэтому во второй половине XVIII века турецкие власти планировали провести реконструкцию бани. В османских документах сохранился подробный отчет, в котором даны размеры хамама и список необходимых строительных материалов. Однако длительные русско-турецкие войны помешали осуществлению этого проекта.
После захвата Аккермана русскими войсками в начале XIX века хамамы были заброшены и стали постепенно разрушаться. Посетивший Аккерман в 1839 году журналист Н. Надеждин так описывал руины хамама. «При самом выходе на верх берега нас поразило огромное круглое возвышение земли, вроде кургана, совершенно удлиненное… Поверхность этого кургана зияла множеством более или менее широких отверстий. Я глянул в одно из них; под ногами у нас — большая зала со сводами. Гляжу в прочие: коридоры или другие части здания, очевидно, не простого, имевшего какое-то особенное назначение. Внутри кургана скрывались целые палаты. Схожу вниз и отыскиваю вход в этот лабиринт… Тут есть все: и ходы, и переходы, и завалившиеся двери, и обвалившиеся потолки, и ржавая плесень на облинялых стенах, и могильная сырость… Я терялся в догадках, чтобы могли значить эти таинственные катакомбы. Оказалось, что это была некогда турецкая баня, в которой нежились высокомощные паши Аккермана… Брошенное без употребления по изгнании турков это святилище восточных утех развалилось, замелось сугробами степной пыли, поросло дикою травою».
Хамам Нижнего двора в основном использовался гарнизоном Аккерманской крепости. Он стоял на берегу Днестровского лимана и поэтому не имел проблем с обеспечением водой. Изучение турецких документов позволило узнать одну интересную подробность об этом хамаме. Во второй половине XVI века запорожские казаки стали тревожить Аккерман своими набегами. Это вынудило османские власти усилить караулы и запирать на ночь все крепостные ворота. В том числе запертыми оказались и ворота, которые вели в Нижний двор, к хамаму. Запрет привел к тому, что солдаты гарнизона не имели возможности совершать омовения перед утренним намазом. Все это вынудило верующих обратиться к султану Селиму II, который специальным эдиктом разрешил открывать ворота в том случае, если не было угрозы нападения на крепость.
Раскопки описанного Н. Надеждиным хамама были начаты в 1999 году Международной южной средневековой экспедицией Института археологии НАН Украины. Они продолжались пять лет и позволили уточнить время постройки хамама. Во время раскопок бани были найдены три бронзовые османские монеты, относящиеся к периоду правления султана Баезида Вели. Таким образом удалось ограничить период ее строительства промежутком от 1484 года, времени взятия Аккермана османскими войсками, до 1512 года, времени смерти султана Баезида. Возможно, более точная информация со временем будет найдена в турецких архивах. Что касается второго хамама, расположенного за пределами крепости, то его местоположение было локализовано благодаря древним картам и планам города.
Александр Степанченко