Крымское ханство как исламский тип государственности

Шариатский суд
Шариатский суд
20.10.2020
Оцените статью: 
(211 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

История Крымского ханства неразрывно связана с историей Ислама. Распад Золотой Орды привел к созданию в Крыму мусульманского государства крымских татар в 1449 году (по другим данным в 1441 г.). Одновременно с Крымским ханством на полуострове существовали христианские государства (Феодоро) и итальянские колонии (Генуя). В этот же период в Крыму жили многочисленные общины греков, армян, караимов, евреев и др. — все это делало полуостров многоконфессиональным и полиэтническим субстратом, ставшем питательной средой для возникновения могущественного мусульманского государства.

Выдающийся исламский мыслитель Мухаммад Асад писал: «Ислам привел первых мусульман к невероятным культурным высотам за счет направления всех их устремлений к рациональной мысли как единственному способу познания природы Божественного творения и, как следствие, сущности Его воли. Никто не предъявлял требований к ним верить в сложные или даже невозможные для интеллектуального осознания догматы; на самом деле никакой догмы вообще нельзя найти в пророческом послании. Таким образом, жажда знаний, отличавшая первых мусульман, не отстаивала свои права, как везде в остальном мире, в неизбежной, болезненной борьбе с традиционной верой, но напротив, она выросла исключительно из такой веры». Эти слова в полной мере можно отнести и к отцам-основателям крымскотатарского государства.

При этом следует обратить внимание, что упадок Золотой Орды привел в определенной мере и к упадку культурно-религиозной составляющей в мусульманских общинах Крыма. Если в середине XIV ст. полуостров был одним из центров исламского мира, где жили и работали выдающиеся философы, поэты, писатели, в том числе и выходцы из государств Ближнего Востока, Анатолии и Ирана, то к середине XV века в Крыму появились явные признаки культурного и религиозного упадка.

Первый крымский хан Хаджи Гирей предпринял ряд серьезных усилий для стабилизации экономической и политической ситуации на полуострове. Не имея больших военных ресурсов, он стремился заключить выгодные для государства соглашения с Великим княжеством Литовским, ровные отношения он выстраивал и с Москвой. В этот период основным противником Крымского ханства была Большая Орда, стремившаяся вернуть полуостров в орбиту своего влияния. Хаджи Гирей несколько раз одерживал победы над ханами Большой Орды, тем самым усилив свой авторитет среди соседних государств. Первый крымский хан чеканил собственную монету и проводил независимую экономическую политику. В 1454 году он пресек попытки Османской империи вмешиваться в дела Крыма, добившись ухода из Кафы турецкого флота под командованием адмирала Демира-кяхьи, при этом между двумя мусульманскими государствами был заключен некий договор «о дружбе и сотрудничестве».

На самом деле рейд турецких военно-морских сил был лишь разведкой. В Стамбуле рассматривали Крым как один из возможных форпостов в регионе Северного Причерноморья. В 1475 году османский флот вновь появился у берегов Крыма. Существует несколько версий того, почему это произошло. В любом случае результатом турецкого вторжения стало уничтожение генуэзских колоний и княжества Феодоро, земли которых перешли под контроль Османской империи. Что касается Крымского ханства, то оно стало вассальным от Стамбула государством.

На первый взгляд, в результате вмешательства турок крымские татары утратили свою самостоятельность, сделавшись пешками в руках османских султанов. На самом деле руками турок Гиреям удалось убрать с полуострова опасных противников и заручится поддержкой великой Османской империи. Сила и влияние Крымского ханства после заключения альянса со Стамбулом неизмеримо возросла. Теперь уже без оглядки на Геную и Феодоро крымский правитель Менгли Гирей перешел в решительное наступление на Большую Орду, окончательно похоронив имперские амбиции хана Шейх-Ахмеда (1502).

В этот период возрастает влияние Османской империи не только в военно-политической сфере, но и в религиозной. В 1516 году султан Селим Явуз, женатый на дочери хана Менгли Гирея, принял титул «служитель обеих священных городов». После завоевания Египта последний мамлюкский султан был взят в плен и привезен в Стамбул. Там он передал Селиму Явузу регалии халифа — меч и мантию Пророка (мир ему и благословение). Так османские султаны стали законными духовными лидерами мусульман всего мира. Это еще более возвысило империю и ее султана в глазах крымских татар.

Поскольку Османская империя превратилась в теократическое государство, то основой законодательства стал шариат. То же самое произошло и в Крымском ханстве. Впрочем, традиционное тюркское право еще долго оказывало свое влияние на общественную жизнь Крыма, и даже в начальный период существования независимого крымскотатарского государства Яса Чингизхана и законы шариата нередко конфликтовали между собой. Однако после того как Крым стал союзником Османской империи, влияние традиционного права стало постепенно уменьшаться.

Попыткой возродить древнетюркские традиции стала реформа хана Мурад-Гирея (1678–1683). Он учредил специальный суд, тёре, во главе с тёре-баши — верховным судьей. Суд непосредственно подчинялся хану. Эта система имела явную антишариатскую направленность и была негативно встречена как в самом Крыму, так и в Стамбуле. В конечном итоге хан был отстранен от власти и отправлен в ссылку в Румелию.

В Османской империи толковать законы мог только высший мусульманский богослов — шейх уль-ислам. Он контролировал важнейший институт, кади — судей, которые имели право неприкосновенности. Кади были основой административной системы империи. Помимо этого вся система образования, а она была исключительно исламской, также контролировалось ведомством шейх уль-ислама.

В Крыму ситуация была схожей, но все же несколько иной. Ханство было поделено на 48 кадилыков, где через кади чиновники управляли территориально-административными единицами. Во главе всех кади стояли муфтий и кадиаскер — верховный судья. Таким образом, через кади, знатоков Сунны и Корана, реализовывалась шариатская система управления. Уникальность крымских шариатских судов заключалась в том, что в их юрисдикции находились не только мусульмане, но и представители других конфессий, что было чрезвычайно прогрессивным явлением для эпохи позднего средневековья.

Ислам, став цементирующей основой ханства, превратил Крым в одно из ведущих государств Восточной Европы. В XVI и в первой половине XVII века ни один серьезный вопрос в регионе не решался без учета мнений крымских ханов. Одновременно с политическим Крым переживал и мощнейший духовный подъем. По словам украинского исламоведа Михаила Якубовича, в этот исторический период Крым был «одним из путей „интеллектуального трансфера“ между Центральной Азией, с одной стороны, и, с другой стороны, Египтом, Сирией, Хиджазом и Малой Азией». Это явно свидетельствовало в пользу факта полной интеграции Крымского ханства в религиозно-политические институты исламского мира.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.