Михаил Чайковский — создатель османского казачества

Михаил Чайковский — создатель османского казачества
Садык-паша
Михаил Чайковский — создатель османского казачества
Султан Абдул-Меджид
Михаил Чайковский — создатель османского казачества
Османские солдаты в Крыму
Михаил Чайковский — создатель османского казачества
Михаил Чайковский — создатель османского казачества
Михаил Чайковский — создатель османского казачества
02.09.2016
Оцените статью: 
(407 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

24 октября 1795 года в результате третьего раздела Речи Посполитой прекратило существование польское государство. Значительная часть поляков, проживавших на Правобережной Украине, стала подданными Российской империи.

Но далеко не все из них смирились со своей судьбой. Представители знатных польских родов стремились заручиться поддержкой иностранных государств ради возрождения Речи Посполитой. Особые надежды при этом возлагались на Францию. В 1807 году император Наполеон Бонапарт пошёл навстречу устремлениям поляков, создав Герцогство Варшавское, прообраз нового государства. Но крах Французской империи привёл к тому, что Герцогство Варшавское вошло в состав России под названием Царство Польское.

Среди борцов за независимость Польши первой половины XIX столетия особую роль сыграл Михаил Чайковский. Он родился в 1804 году в селе Галчинец Киевской губернии, в семье, которая имела как украинские, так и польские корни. После преждевременной смерти отца воспитанием мальчика занимался его дядя, Михал Глембоцкий, участник войны 1812 года, горячий патриот Польши.

В 1825 году Михаил Чайковский отправился в Варшаву, где познакомился с видными деятелями польской культуры Адамом Мицкевичем и Юлиушем Словацким. В 1830 году поляки восстали против царского режима. Чайковский, имевший свое поместье и многочисленных крепостных, отпустил последних на волю и сформировал из добровольцев казачий отряд, который успешно сражался против русской армии.

После поражения восстания Михаил Чайковский уехал в Париж, где активно занимался литературным творчеством. В это время в польской литературе возникла «украинская романтическая школа», выдающимися представителями которой были Юзеф-Богдан Залесский, Северин Гощинский, Михал Грабовский, Юлиуш Словацкий и Юзеф Игнаций Крашевский. Рожденный на Правобережной Украине, проникнутой духом казацких времен и еще помнящей грохот пушек Колиивщины, Михаил Чайковский хорошо знал историю и легенды родного края. Это выплеснулось на страницы его повестей и романов.

Первая книга Чайковского «Казацкие повести» («Powiesci kozackie») вышла во Франции в 1837 году. В 1838-м был издан его роман «Вернигора», посвященный Колиивщине. Спустя три года Чайковский написал роман «Гетман Украины», главным героем которого стал гетман Иван Выговский. В своих произведениях Чайковский воспевал вольный казацкий дух, стремление к свободе. По его мнению, два угнетенных народа  украинцы и поляки  «на основе общего исторического наследия» должны объединить усилия для отпора врагу  России.

В 1841 году по поручению князя Адама Чарторыйского, одного из лидеров польской политической эмиграции, Чайковский приехал в Стамбул с целью противодействия российскому влиянию и созданию на территории Османской империи польской колонии. Такая колония (Адамполь) была создана Чайковским в 100 километрах от Стамбула. Её основным населением стали проживавшие в Турции участники польского восстания 18301831 гг.

Сам Чайковский поступил на службу в османскую армию. Он активно вмешивался в политическую жизнь Балканского полуострова, участвовал в разрешении конфликта между жившими на нижнем Дунае русскими казаками-некрасовцами и украинскими запорожцами, добился освобождения из плена польских солдат, принудительно набранных в русскую армию и принимавших участие в войне на Кавказе.

В 1850 году, находясь на турецкой службе, Чайковский принял Ислам. Трудно сказать, насколько искренней была эта перемена веры. Возможно, он сделал это из политических или из карьерных соображений. Вместе с принятием Ислама Чайковский сменил имя и 18 декабря 1850 года стал Мехмедом Садык-пашой. Одновременно с этим он обратился к турецкому правительству с предложением о формировании корпуса османского казачества.

В условиях надвигающейся войны с Россией наличие такого воинского формирования должно было стать серьезным пропагандистским козырем Стамбула в большой европейской игре. Первоначально речь шла о создании добровольного казачьего полка, но после начала Восточной (Крымской) войны в 1853 году полк был преобразован в дивизию, а затем и корпус.

Длительное время считалось, что большинство османских казаков было поляками по национальности, но благодаря недавним исследованиям украинского историка В. Полторака удалось выяснить, что на самом деле его состав был многонациональным. Наряду с поляками там служили турки, сербы, греки, украинцы, французы, венгры, албанцы и русские казаки-некрасовцы. Согласно послевоенному «Списку именного», офицерский состав османского казачества насчитывал 180 человек (включая одного генерала  Садык-пашу).

Новому воинскому формированию султан передал знамена Запорожской Сечи, хранившиеся в Стамбуле, а Мехмеду Садык-паше присвоил звание «мириан-паша» (кошевой атаман). Командир османского казачества лично разработал модель военной формы и приобрел для корпуса чистопородных арабских коней. В 1854 году корпус принимал участие в рейде на Бухарест, а сам Садык-паша был назначен губернатором Валахии. Победоносное окончание Крымской войны добавило международного авторитета османскому генералу. Он поддерживал связи с королевским двором в Лондоне и императорским в Париже. За заслуги перед империей султан Абдул-Меджид присвоил ему почетный титул «Глаз, ухо и правая рука престола».

Но после смерти султана в 1861 году отношения с новым правителем Османской империи, Абдул-Азизом, начали постепенно портиться. Садык-паша всё более активно вмешивался не только во внутриполитическую жизнь государства, но и втягивался в заговор, целью которого было смещение султана и возведение на престол его племянника принца Мурада. Заговор был раскрыт, и над Садык-пашой нависла угроза ареста.

В 1872 году он обратился с просьбой о помиловании к российскому императору Александру II. Помилование было дано и престарелый турецкий генерал возвратился на свою малую родину, в село Галчинец. Постоянные политические и религиозные метания привели к тому, что он снова поменял вероисповедование, приняв православие. В Украине привыкший к активной политической жизни Михаил Чайковский находился под негласным надзором полиции. Он писал мемуары, но чувствовал себя морально сломленным. 4 января 1886 года Чайковский кончил жизнь самоубийством.

Созданное Садык-пашой военное формирование закончило свой боевой путь в 1877 году, в сражении под Плевной, расстрелянное русскими орудиями. Старший сын Садык-паши стал генералом русской армии. Младший сын, Музафар-паша, остался мусульманином, дослужился в османской армии до генеральского звания, впоследствии был назначен губернатором Ливана. В стамбульском доме, где когда-то жил Михаил Чайковский, сейчас находится дом-музей великого польского поэта Адама Мицкевича, офицера османских казаков, умершего на турецкой земле в 1855 году.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.