24 октября 1795 года в результате третьего раздела Речи Посполитой прекратило существование польское государство. Значительная часть поляков, проживавших на Правобережной Украине, стала подданными Российской империи.
Но далеко не все из них смирились со своей судьбой. Представители знатных польских родов стремились заручиться поддержкой иностранных государств ради возрождения Речи Посполитой. Особые надежды при этом возлагались на Францию. В 1807 году император Наполеон Бонапарт пошёл навстречу устремлениям поляков, создав Герцогство Варшавское, прообраз нового государства. Но крах Французской империи привёл к тому, что Герцогство Варшавское вошло в состав России под названием Царство Польское.
Среди борцов за независимость Польши первой половины XIX столетия особую роль сыграл Михаил Чайковский. Он родился в 1804 году в селе Галчинец Киевской губернии, в семье, которая имела как украинские, так и польские корни. После преждевременной смерти отца воспитанием мальчика занимался его дядя, Михал Глембоцкий, участник войны 1812 года, горячий патриот Польши.
В 1825 году Михаил Чайковский отправился в Варшаву, где познакомился с видными деятелями польской культуры Адамом Мицкевичем и Юлиушем Словацким. В 1830 году поляки восстали против царского режима. Чайковский, имевший свое поместье и многочисленных крепостных, отпустил последних на волю и сформировал из добровольцев казачий отряд, который успешно сражался против русской армии.
После поражения восстания Михаил Чайковский уехал в Париж, где активно занимался литературным творчеством. В это время в польской литературе возникла «украинская романтическая школа», выдающимися представителями которой были
Первая книга Чайковского «Казацкие повести» («Powiesci kozackie») вышла во Франции в 1837 году. В
В 1841 году по поручению князя Адама Чарторыйского, одного из лидеров польской политической эмиграции, Чайковский приехал в Стамбул с целью противодействия российскому влиянию и созданию на территории Османской империи польской колонии. Такая колония (Адамполь) была создана Чайковским в 100 километрах от Стамбула. Её основным населением стали проживавшие в Турции участники польского восстания
Сам Чайковский поступил на службу в османскую армию. Он активно вмешивался в политическую жизнь Балканского полуострова, участвовал в разрешении конфликта между жившими на нижнем Дунае русскими
В 1850 году, находясь на турецкой службе, Чайковский принял Ислам. Трудно сказать, насколько искренней была эта перемена веры. Возможно, он сделал это из политических или из карьерных соображений. Вместе с принятием Ислама Чайковский сменил имя и 18 декабря 1850 года стал Мехмедом
В условиях надвигающейся войны с Россией наличие такого воинского формирования должно было стать серьезным пропагандистским козырем Стамбула в большой европейской игре. Первоначально речь шла о создании добровольного казачьего полка, но после начала Восточной (Крымской) войны в 1853 году полк был преобразован в дивизию, а затем и корпус.
Длительное время считалось, что большинство османских казаков было поляками по национальности, но благодаря недавним исследованиям украинского историка В. Полторака удалось выяснить, что на самом деле его состав был многонациональным. Наряду с поляками там служили турки, сербы, греки, украинцы, французы, венгры, албанцы и русские
Новому воинскому формированию султан передал знамена Запорожской Сечи, хранившиеся в Стамбуле, а Мехмеду
Но после смерти султана в 1861 году отношения с новым правителем Османской империи,
В 1872 году он обратился с просьбой о помиловании к российскому императору Александру II. Помилование было дано и престарелый турецкий генерал возвратился на свою малую родину, в село Галчинец. Постоянные политические и религиозные метания привели к тому, что он снова поменял вероисповедование, приняв православие. В Украине привыкший к активной политической жизни Михаил Чайковский находился под негласным надзором полиции. Он писал мемуары, но чувствовал себя морально сломленным. 4 января 1886 года Чайковский кончил жизнь самоубийством.
Созданное
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»