Мусульманские общины Центральной и Западной Украины в XIV − начале XIX века

Каменец-Подольский. Частичный гравюры Алексея Кошкина. 1794
Генеральная карта Украины по описаниям де Боплана, 1648.
09.12.2015
Оцените статью: 
(516 оценки)
admin
Аватар пользователя admin

В конце XIV столетия западные границы исламского мира пролегали по территориям нынешних Хмельницкой, Житомирской и Киевской областей Украины. После поражения в битве на Синих Водах Золотая Орда утратила земли Подолья и Киевщины. Часть мусульманского населения мигрировала за Днепр, но некоторые, преимущественно оседлые земледельцы, остались жить под властью Великого княжества Литовского.

В 1380 году золотоордынский беклярбек Мамай потерпел поражение в сражении на Куликовом поле от войск московского князя Дмитрия. В 1381-м он был убит в своей резиденции, городе Орду, в низовьях Днепра. Его сын Мансур, спасаясь от преследований хана Тохтамыша, создал независимое от Золотой Орды княжество. Оно располагалось на территории нынешних Полтавской и Сумской областей. Часть татар, недовольных правлением Тохтамыша, переселились на земли Мансура. В 1392 году Мансурское княжество перешло под протекторат литовского князя Витовта. Его правителями вплоть до начала XVI столетия оставались потомки Мамая, князья Глинские.

В середине XV столетия северо-восточнее Мансурского княжества возникло еще одно татарское государственное образование, так называемая Яголдаева тьма (от имени золотоордынского темника Яголдая). Оно также подпало под зависимость от Литвы, которая использовала татар для защиты своих рубежей от вторжений с востока.

Особенностью возникших татарских квазигосударств было то, что большая часть населения этих территорий − «севрюки» − была православными христианами, а весь военно-административный аппарат находился в руках мусульман. Севрюки являлись прямыми потомками древнерусского племени северян, испытавшего на себе значительное влияние алан и половцев. Именно севрюки стали той «закваской», которая породила такое явление, как украинское казачество.

Стоит отметить, что уже второе поколение «мансуровцев», стремясь интегрироваться в структуры Великого княжества Литовского, постепенно отказывалось от Ислама и принимало христианство в форме православия. Но это в первую очередь касалось правящей верхушки, среди потомков воинов Мамая процесс ассимиляции растянулся на несколько столетий. В «Синодальном списке», который датируется началом XVII века, есть рассказ о том, как сын Мамая Алекса (мусульманское имя не известно) принял христианство. «К Великому Князю Витовту Кестутьевичу Литовскому приехал служити Татарин Князь Лекса, да крестился и по крещении имя ему Александр, а отчина у него была Глинеск, да Глинница, да Полтава».

В исторической литературе татары, перешедшие на службу в Польшу, Литву и Москву, получили название «липка».

О том, как происходила ассимиляция мусульманского населения на землях Великого княжества Московского сообщает один любопытный документ, изданный русским историком В. Д. Смирновым: «Деревенские жители из татарских племен, издавна недовольные ханом и его мурзами, покидали свои места жительства и, забрав вместе с большею частию имущества и скота, свои семьи и чад, вдруг садились на коня, ночью переходили в русские пределы и принимали подданство москова. Последний водворял этого рода беглецов на жительство в пустых разоренных землях своих, позволял им строить дома, мечети и соборы с тем, чтобы они платили по одному золотому в год… В ту же деревню поселил он несколько русских и построил там церковь, чтобы ребятишки татар-мусульман смешивались, глаз бы их привыкал к русским обычаям, и они оставляли свои нравы. Этой хитростью в короткое время он изменил дух их, так что от мусульманства осталась у них только одна претензия на таковое».

Великое княжество Литовское охотно принимало к себе на службу татар на протяжении нескольких сот лет. Сыновья хана Тохтамыша вместе со своими отрядами сражались в Грюнвальдской битве с Тевтонским орденом в 1410 году. За службу липка получали земельные наделы и привилегии. Со временем часть из них стала служилым дворянством в России и шляхтой в Речи Посполитой.

Волны татарских миграций на земли Центральной и Западной Украины шли не только в XIV и XV веках, но и значительно позже. Переселенцами были не одни крымские татары, но и ногайцы Буджака и выходцы из Казанского ханства. На Киевщине и Брацлавщине татарские роды составляли пятую часть всей шляхты. В синодике Киево-Печерского монастыря есть упоминание о 62 родах шляхты, имевшие тюркские корни. Среди них Балагура, Батура, Бердибьяк, Болгаринович, Булгак, Вигура, Долмат, Кичкир, Кобыз, Кучук, Тавлуй, Хлус, Шемет, Шепель, Шомако. В ревизии Брацлавского замка от 1545 года есть упоминание о Чечелях, Кордышах, Козарах и Кажанах. На Киевщине в XVI–XVII столетиях были большие татарские селения Арагеев, Ачекмаково, Колтегаев, Чыгыри.

Сохранилось достаточно много известий о том, что значительная часть татар, проживавших в Польше и Великом княжестве Литовском, отказывались переходить в христианство, продолжая придерживаться Ислама. В 1591 году турецкий султан Мурад ІІІ в письме к польскому королю Сигизмунду ІІІ сообщал о том, что в Стамбул прибыли два татарина-мусульманина. Согласно их информации, на границе Польши и Московского государства жило 15 тысяч татар, которые не имели своей мечети, а поэтому не могли совершать коллективный намаз. В письме султан просил короля построить правоверным мечеть и не препятствовать в осуществлении богослужений.

В 1512 году князь Константин Острожский разгромил войско крымских татар под Вишневцем, взятых в плен он поселил в своих владениях на Волыни, в районе города Острог. Уже в середине XVI столетия острожские татары имели свою мечеть, превратившись из пленников в привилегированное сословие. Эта община татар, сохранив мусульманскую веру, просуществовала в Остроге вплоть до начала ХХ столетия.

Османский историк середины XVII столетия Ибрагим Печеви сообщает о том, что на украинских землях Речи Посполитой находилось не менее 60 татарских селений, в каждом из которых была джами (мечеть). В этих мечетях читалась хутба на имя короля.

Ослабление польского государства в XVII столетии привело к тому, что значительная часть служилых татар мигрировала на земли Османской империи. Источник 1740 года сообщает о том, «что касается липканов, то 6000 их эмигрировали когда-то из Польши в Хотин (бывший в XVIII веке под властью османов), где вступили на военную службу». Миграция стимулировалась османским правительством, которое пыталось использовать татар для защиты своих пограничных земель.

К началу XIX столетия Ислам на украинских землях сохранялся только в Крыму, в Приазовье (до середины XIX столетия) и в маленькой общине в Остроге. Большая часть мечетей на землях Украины была разрушена, пришла в запустенье, часть из них была превращена в православные церкви. В Беларуси, Польше и Литве татары-липки смогли сохранить свою идентичность и религию вплоть до нашего времени.

Александр Степанченко, специально для «Ислам в Украине»

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться здесь.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.