О чем поведали старые карты…

О чем поведали старые карты…
Карта Венгерского королевства
О чем поведали старые карты…
1774 Карта северной части Османской империи, посвященная монсеньору графу де Вергенну, Г. А. Рицци Заннони, Париж
О чем поведали старые карты…
О чем поведали старые карты…
01.04.2020
Оцените статью: 
(266 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Несмотря на то, что история Украины на протяжении более полутора столетий со времен Н. Костомарова, М. Максимовича и В. Антоновича является предметом изучения профессиональных ученых, тем не менее «белых пятен» в нашем далеком и недавнем прошлом меньше не становится. Особенно много пробелов в вопросах исторического развития мусульманских государств Северного Причерноморья. До сих пор не существует полноценной исторической географии Крымского ханства, еще меньше информации о ногайских ордах — сателлитах Османской империи.

Новейшие археологические исследования, данные нумизматики и картографии сделали возможным рассмотреть некоторые вопросы историко-географического развития региона до его аннексии Российской империей. Серьезной проблемой является локализация и уточнение числа населенных пунктов, а также национальный и религиозный состав населения Северного Причерноморья. Частично ответ на эти вопросы дает изучение старинных карт из европейских архивов. Особый интерес представляет хорошо известная, но еще недостаточно изученная карта итальянского математика и картографа Риччи Заннони, изданная в Париже в 1774 году, в атласе «Santini, P. / Remondini, M. — Atlas Universel dressé sur les meilleures cartes modernes». Карта Заннони замечательна тем, что на ней нанесены все известные на тот момент картографу населенные пункты юга современной Украины с преимущественно мусульманским населением и даны их тюркские названия. Кроме того Заннони отметил все населенные пункты, имевшие мечети, молитвенные дома или церкви, за исключением крупных городов и крепостей, где могло быть сразу несколько культовых сооружений, причем разных конфессий. Помимо населенных пунктов Заннони отметил и значительные стоянки тюркских кочевых племен.

Благодаря проделанной итальянским картографом кропотливой работе, мы имеем возможность достаточно точно определить зоны расселения христианского и мусульманского населения, а также определить примерное количество мечетей и других мусульманских культовых сооружений, существовавших во второй половине XVIII века на территории Северного Причерноморья, исключая Крым. Мы умышленно оставляем за скобками территорию Крымского полуострова, поскольку существуют достаточно точные данные численности его мусульманского населения. Известно также и количество крымских мечетей.

Возникшая в начале XVII столетия Буджакская Орда была зависимым от Стамбула объединением ногайских племен. Территориально буджакцы занимали земли в междуречье Прута, Дуная и Днестра. Долгое время Буджакская Орда не имела устоявшейся границы на севере, с Молдавским княжеством, что вызывало многочисленные конфликты за землю, воду и пастбища. Но даже после того, как султанские власти провели пограничную линию, столкновения продолжались вплоть до ликвидации Буджакской Орды в 1806 году в ходе очередной русско-турецкой войны.

Согласно карте Заннони, в третьей четверти XVIII века на территории Буджака было свыше 100 населенных пунктов с мечетями (без городов и крепостей). Причем Заннони фиксирует такие поселения даже севернее Кишинева — в районах, формально входивших в состав Молдавского княжества. Согласно подсчетам историков, общая численность мусульманского населения Буджака составляла 40–50 тыс. человек. Кроме того, известно, что множество мечетей было в крупных городах региона: Аккермане, Измаиле, Килие и др.

Восточная граница Буджакской Орды проходила по Днестру и Днестровскому лиману. Ближайшими соседями буджакцев были едисанцы, объединенные в Едисанскую Орду. Это государственное образование возникло в результате переселения ногайских племен с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в причерноморские степи. Едисан занимал территорию между реками Днестр и Южный Буг.

На карте Заннони отмечены 22 селения с мечетями, кроме того в Едисане находилось 7 крупных ногайских стойбищ, в которых также имелись многочисленные молитвенные юрты. Помимо этого на территории Едисанской Орды размещалось 6 крепостей с турецкими гарнизонами, в которых также были мечети. Наибольшее число мечетей было в столице османского вилайета — Очакове (Озю). По некоторым оценкам, численность мусульманского населения Едисана в середине XVIII ст. составляла около 200 тыс. человек.

Еще две ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье — Едишкульская и Джамбайлукская. На их территории находилось, согласно карте Риччи Занонни, 18 поселений с мечетями, также было 8 крупных стойбищ. В этом же районе размещалось 4 небольших крепости. Едичкуль и Джамбайлук были напрямую подчинены крымскому хану и были обязаны поставлять ему заранее согласованное количество воинов. Обе орды выполняли важную функцию — прикрытие Крыма с севера, в первую очередь от вторжения российской армии. Окончательно ногайские орды, кроме Буджакской, были ликвидированы указом российской императрицы Екатерины II в апреле 1783 года, одновременно с аннексией Крыма.

На более ранней карте Венгерского королевства и прилегающих к нему земель, изданной в Амстердаме в 1687 году, изображен небольшой фрагмент Едисана, а также весь Буджак. На ней изображены населенные пункты в виде мечетей с полумесяцами, что свидетельствует об их преимущественно мусульманском населении. На амстердамской карте топонимы даны в венгерском, итальянском или славянском написании, при этом почти полностью отсутствуют тюркские варианты названий. К примеру, Аккерман на карте обозначен как Белгород или Монкастро, а Хаджибей (Одесса) отмечен как Джинестра.

Количество топонимов на карте Венгерского королевства, имеющих мечети либо молитвенные дома, значительно меньше, чем на карте Риччи Занонни — их 29. Однако нужно учитывать, что авторы амстердамской карты имели гораздо меньше информации, чем их итальянский коллега, живший почти столетие спустя. Стоит также отметить, что процесс переселения ногайских племен с Северного Кавказа на момент составления карты еще не завершился, а значит, численность мусульманского населения объективно была ниже.

Интересен еще один момент: на карте Венгерского королевства, изданной, как уже говорилось, в 1687 году, вероятно, впервые отмечено, что в Хаджибее-Джинестре имеется мечеть. До этого считалось, что мечеть в городе была построена в 60-е годы XVIII столетия, в период строительства там турецкой крепости Ени Дунья. Таким образом, время возникновения хаджибейской мусульманской общины отодвигается как минимум на восемь десятилетий в прошлое.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.