Оккупация войсками Российской империи территорий тюркских государств в Северном Причерноморье в XVIII − начале XIX ст. привела не только к исчезновению коренных народов, населявших эти земли, но и к уничтожению памятников их материальной культуры.
Особенно серьезно пострадали исламские культовые сооружения – мечети. В середине XVIII ст. в междуречье Дуная и Дона, (без Крыма) в пределах Османского государства, существовало несколько сот мечетей. Кроме того, они были и в Хотинской райе − административном районе Османской империи, созданном в 1715 году (в настоящее время большая часть этой территории входит в состав Черновицкой области Украины).
То, какими методами будет действовать Россия против османов для их вытеснения с северного побережья Черного моря, впервые было наглядно продемонстрировано во время Азовско-Днепровских походов русской армии в 1695-1696 гг. Войскам Петра I удалось захватить ряд укрепленных городов-крепостей: Кизикермен, Азов, Тавань, Ислам-Кермен, Шагин-Кермен. Частично эти города были подвергнуты разрушению, а находившиеся в них мечети превращены в православные церкви. Население истребили, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать в Крым. Впоследствии подобная практика стала обыденным явлением на протяжении всех русско-турецких войн XIX ст.
Справедливости ради следует сказать, что разрушения и захваты исламских культовых сооружений не были чем-то необычным как в средние века, так и в период нового времени. Даже Богдан Хмельницкий, который поддерживал союзнические связи с Крымским ханством, отметился разрушением татарской мечети. Об этом сообщает сирийский путешественник и писатель Павел Алеппский, посетивший в 1653 году «родовое гнездо» Хмельницких – хутор Суботов.
«2 августа… мы прибыли в селение по имени Суботов, где обыкновенно жил покойный Тимофей, сын гетмана. Жители вышли нам навстречу крестным ходом и повели нас в большую новую церковь во имя св. Михаила…Мы заметили в её строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил её и увез камни для сооружения из них этой церкви». В сообщении Павла Алеппского речь идет об Ильинской церкви, известной по изображению на банкноте 5 гривен.
В ходе Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Россия заняла обширные территории Северного Причерноморья. Ее западная граница в этом регионе была зафиксирована по реке Днестр. Под юрисдикцию Российской империи согласно Ясскому миру (1791) отошли четыре городских поселения, в которых проживали мусульмане: Балта, Хаджибей, Очаков и Дубоссары (ныне административный центр Республики Молдова). Все мечети, находившиеся в этих городах, были уничтожены. Сохранилось лишь одно здание в Очакове.
Русскими войсками город был взят штурмом в 1788 г. Очевидец событий, сотрудник походной канцелярии князя Г. Потемкина Р. Цебриков в своем дневнике записал: «6-го декабря. На день Св. Николая Чудотворца взят штурмом Очаков по утру в восемь часов, ретраншаменты турецкие и крепость взяты в один час с четвертью. Ведение пленных в стан − женщины испуганные, дети замерзлые − страшная сцена! Плач − везде смерть торжествует. 7-го декабря. Прежестокий мороз и много из пленных померло. Везде ужас и пронзительные зрелища страданий человечества. 8-го декабря. В сии дни детей у матерей отнимали − вопль − иных опять отсылали в город жить − но человечество изувечено, изранено − при дверях смерти. В Очакове по освящении мечети приносили в ней благодарственное за взятие города моление».
Впоследствии здание мечети было неоднократно перестроено. В советские времена в нем размещался филиал краеведческого музея. В настоящее время здание принадлежит православной церкви.
В результате очередной Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. к России была присоединена южная Бессарабия – Буджак. На этой территории мусульманское население жило с конца XIII ст. До настоящего времени в Измаиле сохранилось единственное за пределами Крыма здание мечети османских времен. В 1810 г. оно было передано православной церкви. Во время проведения реставрационных работ в 1908 г. была обнаружена мраморная плита с надписью, благодаря которой удалось узнать некоторые подробности этого события. «Храм св. Димитрия освящен в 1810 году сентября 13 из мечети, оставленной турками по окончательном завоевании от них российскими войсками крепости Измаил 13 сентября 1809 года».
Благодаря археологическим раскопкам, проведенным в 2007 году Измаильской экспедицией Института археологии НАН Украины под руководством И.Сапожникова, удалось найти место расположения минарета (был снесен в первой половине XIX ст.). В 1970 г. в бывшей мечети была размещена диорама «Штурм крепости Измаил».
В изданных в 1900 г. И. Халиппою «Трудах Бессарабской Губернской Ученой комиссии» (том І) есть информация о том, что в 1810-1813 гг. не менее 9 мечетей были переданы Русской православной церкви (четыре в Килийском районе, одна в Рении (Томарово), одна в Аккермане, одна в Измаиле и две в Хотине). Большая часть из них была со временем либо разрушена, либо серьезно перестроена.
В работе немецкого историка Уте Шмидт «Bessarabien. Deutsche Kolonisten am Schwarzen Meer» приводится фотография мечети османского периода в селе Будаки (ныне Приморское Белгород-Днестровского района Одесской области) 1940 года. До настоящего времени это сооружение не сохранилось.
Известно также, со слов старожилов, что еще в XIX ст. в селе Севериновка (Ивановский район Одесской области) стояла мечеть, которая соседствовала рядом с православной церковью, римско-католическим костелом и синагогой. Здания синагоги и мечети до нашего времени не дошли, что касается костела, то он находится в запущенном состоянии и постепенно разрушается.
В Аккермане (Белгород-Днестровский) на территории средневековой крепости сохранился минарет и фундаменты мусульманского культового сооружения, относящегося к XV ст. Именно об этой мечети писал османский путешественник Э. Челеби. «Имеется (в Аккермане) мечеть султана Баезида – это приятного вида мечеть с одним минаретом».
Развалины мечети XVIII ст. сохранились в Хотине. На фотографиях начала ХХ ст. видно, что в тот период здание и минарет находились в достаточно хорошем состоянии. Сейчас от него мало что сохранилось. Cогласно метрическим книгам Хотинской райи, во времена турецкого владычества местное православное население имело возможность свободно отправлять свои религиозные потребности. Это резко контрастирует с тем, как впоследствии российские власти обращались на этих землях с мусульманами.
Несколько османских мечетей сохранилось в Крыму. Среди них стоит отметить мечеть Хан-Джами в Евпатории, построенную выдающимся турецким архитектором Ходжа-Синаном в середине XVI ст. и мечеть Муфти-Джами в Феодосии, строительство которой велось с 1623 по 1630 гг. Благодаря проведенным в советский период реставрациям, эти сооружения хорошо сохранились. В 90-е годы они были возвращены мусульманской общине Крыма и в настоящее время стали частью культурного наследия.
Александр Степанченко, специально для Ислам в Украине
Другие статьи автора в рубрике История ислама в Украине