Великое переселение народов, положившее конец Римской империи, выдвинуло на первый план мировой истории этносы, о существовании которых ранее в Европе даже не слышали. В VI веке в Алтае зародилась древнетюркская цивилизация, давшая толчок всем последующим государственным образованиям тюркских народов, включая крымских татар.
Имевший монгольское происхождение род Ашина сумел объединить тюркские племена канлы, печенегов, гузов и гуннов. Двигаясь на Запад, древними тюрками (тюркютами) были покорены территории нынешней Сибири, Средней Азии, Казахстана и Северного Кавказа. Границы новообразованного государства — Тюркского каганата, простирались от Китая до Персии и Византии.
Н. Карамзин писал: «Сии турки (тюрки), по свидетельству историков китайских, были остатками гуннов, древних полунощных соседей Китайской империи; в течение времени соединились с другими Ордами единоплеменными и завоевали всю южную Сибирь. Хан их, называемый в византийских летописях Дизавулом, как новый Аттила, покорив многие народы, жил среди гор Алтайских в шатре, украшенном коврами шелковыми и многими золотыми сосудами; сидя на богатом троне, принимал византийских послов и дары от Юстиниана; заключал с ним союзы и счастливо воевал с персами».
После расшифровки древнетюркской рунической письменности стало известно, что первым каганом государства был Бумын. В середине VI века войска Тюркского каганата взяли под контроль причерноморские степи и проникли в Крым. На тот момент полуостров или, по крайней мере, его большая часть находились в зависимости от Византийской империи. Вероятно, это было первое проникновение тюрок на земли Таврики (если не считать аваров, которых лишь с большой натяжкой можно отнести к тюркам).
По мнению С. Сорочана, Крым для Тюркского каганата был, своего рода, «окном в Европу», местом, где купцы могли сбывать свои товары (в первую очередь китайский шелк) и покупать товары из Византии. Именно поэтому в тот период на полуострове существовала система управления по типу кондоминиума, когда полисы платили дань тюркам, но при этом административно подчинялись имперскому правительству в Константинополе.
Если такая система и была в действительности, то просуществовала она весьма непродолжительное время. Целью каганов было взятие под полный контроль караванные пути из Азии в Европу, включая порты на Черном море. Пришедший к власти в 576 году каган Турксанф послал свои войска на завоевание Крыма.
Перед этим правитель тюркютов принял в своей ставке византийского посла Валентина. Разгневанный на двуличную политику Константинополя правитель каган такими словами отвечал на приветствие посла: «Не вы ли те самые римляне, употребляющие десять языков и один обман? Как у меня теперь во рту десять пальцев, так и у вас, у римлян, множество языков. Одним вы обманываете меня, другим моих рабов вархонитов… Ваш царь в надлежащее время получит наказание за то, что он со мной ведет речи дружественные, а с вархонитами (авары), рабами моими, бежавшими от господ своих, заключил договор… Зачем вы, римляне, отправляющихся в Византию посланников моих ведете через Кавказ, уверяя меня, что нет другой дороги, по которой бы им ехать? Вы для того это делаете, чтоб я по трудности этой дороги отказался от нападения на римские области. Однако мне в точности известно, где река Да-напр, куда впадает Истр, где течет Эвр и какими путями мои рабы вархониты прошли в Римскую империю».
К 580 году тюркам удалось покорить всю восточную Таврику и они даже попытались овладеть крупнейшим городом полуострова — Херсоном, но под его стенами потерпели неудачу. Внутренние распри не позволили Тюркскому каганату завершить покорение Крыма, и в 590 году они вынуждены были покинуть завоеванные земли.
В результате внутренних конфликтов в 604 году государство древних тюрок распалось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты. Большая часть Западно-тюркского каганата находилась в пределах современного Казахстана, Средней Азии и Сибири и лишь небольшая его часть располагалась в Европе, на Северном Кавказе. Это государство просуществовало достаточно недолго (около 100 лет), но за этот короткий срок оно смогло консолидировать народы покоренных территорий, которые стали частью тюркского суперэтноса.
Но подлинным наследником Тюркского каганата стало другое государство — Хазария. Хазары, выходцы из Дагестана, долгое время находились в тени тюркютов. В 650 году они создали собственное государство, первоначально занимавшее территорию современного Дагестана и некоторых прилегающих районов Северного Кавказа. Благодаря успешным завоевательным походам, Хазарский каганат расширил свои границы от берегов Аральского моря до Днепра. В конце VII века хазары вторглись в Крым, беря дань с купцов и контролируя торговлю региона. При этом каганат стремился расширить свое влияние на Закавказье. Это стало причиной многочисленных и затяжных войн между хазарами и арабами, которые также претендовали на закавказский регион. В 737 году в результате похода арабского полководца Марвана ибн Мохаммада хазарский каган принял Ислам.
Одним из важнейших эпизодов в истории хазарского Крыма следует считать «дело Иоанна Готского». В 784 году хазары усилили экспансию в Таврике, пытаясь полностью подчинить себе не только бывшие византийские владения (кроме Херсона), но и небольшое готское княжество со столицей в городе Дорос (Мангуп). Этому воспротивилось местное население во главе с епископом Иоанном. Готы изгнали хазар, но восстание не носило массового характера, т. к. часть населения была лояльна по отношению к тюркам. В результате Иоанн был схвачен своими соплеменниками и выдан кагану. Позднее православная церковь причислила его к лику святых.
Этот эпизод свидетельствует, что уже в VIII веке тюрки не были чужеродным элементом в Крыму. Их влияние то усиливалось, то слабело, в зависимости от политической и военной конъюнктуры. Даже после гибели Хазарского каганата (конец Х века) тюркские племена печенегов и половцев продолжали оказывать влияние на этническую ситуацию в Крыму, вплоть до завоевания полуострова монголо-татарами в первой половине ХIII века. С этого периода началась новая глава в истории формирования крымскотатарского народа.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»