С момента прихода в Северное Причерноморье монголо-татар (сер. XIII века) их военная и хозяйственная деятельность стали изменять традиционный степной ландшафт региона. Активное строительство городов, возникновение новых караванных маршрутов, распашка земель, появление садов и виноградников — все это привело к тому, что уже в первой половине ХIV века район между Дунаем и Перекопом становится одним из важных экономических центров золотоордынского государства.
С принятием Ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде происходят качественные изменения, связанные с активизацией торговых связей с мусульманскими государствами Ближнего и Среднего Востока. В Северном Причерноморье и Крыму начинается активное строительство мечетей, медресе и караван-сараев. Приглашенные преимущественно из Хорезма мастера, используя местный строительный материал, ракушечник, возводят многочисленные культовые постройки. Некоторые из них, преимущественно в Крыму, сохранились до наших дней.
На средневековых географических картах XIV ‒XV столетий отмечены не только контуры северного побережья Черного и Азовского морей, но и реки, озера, лиманы, а также многочисленные города, некоторые из которых до сих пор не локализованы, либо о них имеются весьма ограниченные сведения. Значительный научный интерес представляет карта итальянских купцов, братьев Пицигани, составленная в 1367 году. Она представляет собой настоящую Terra Incognita Золотой Орды, такое большое количество неизвестных по письменным источником населенных пунктов обозначено на этой карте.
Натиск переселенцев из Молдавии вынудил значительную часть мусульманского населения во второй половине XIV века покинуть междуречье Прута и Днестра. Так ими был оставлен крупнейший золотоордынский город Шехр аль-Джедид. Одновременно с молдаванами в междуречье Днестра и Днепра к морю продвигались войска Великого княжества Литовского. Однако ситуация в этом регионе была несколько иной.
У литовцев не было возможности осуществить масштабную колонизацию занятых территорий. Именно поэтому они не вытесняли мусульманское население, а стремились добиться его лояльности. Местные татарские князья платили литовским чиновникам небольшую дань. Об этом в своих заметках, датируемых началом XV века, писал фламандский дипломат и путешественник Жильбер де Ланнуа. Такая ситуация позволила сохраниться не только мусульманскому населению, но и культовым сооружениям золотоордынской эпохи вплоть до момента, когда Северное Причерноморье перешло под контроль Османской империи и Крымского ханства.
Немалое число мечетей, построенных в период расцвета Золотой Орды, еще во второй половине XVIII века, возвышались в междуречье Днестра и Днепра. Однако многочисленные города, о которых сообщали итальянские карты раннего средневековья, уже в основном лежали в руинах либо вообще исчезли с лица земли.
Французский инженер и архитектор на русской службе Франц де Воллан (François Sainte de Wollant) писал:
«В балке Мечетная мы обнаружили источники очень хорошей воды, которая ранее снабжала разрушенный город Акмечеть, находившийся в этой долине… Указанная небольшая долина представляет собой приятную, с точки зрения климата, территорию… где было 5 или 6 обильных источников отличной воды, между которыми находились груды камней, поросших деревьями. Эти кучи камней, основательно заросшие, выглядят как какие-то древние руин».
Город Акмечеть, известный по многочисленным турецким и русским источникам, находился в современном Вознесенском районе Николаевской области. Украинский историк Ф. Петрунь в своей работе «Новое о татарских древностях Бужско-Днестровской степи», отмечая факт нахождения торговых путей в этом регионе, писал:
«Связь нижнего Днепра и Буга очень хорошо показывает подробная карта 1775 года из собрания Академии Наук СССР — путь вел из овечьего брода на Буге, южнее Запорожского гарда к устью реки Арбузиной (Сагайдак), на балку Шутовую, оттуда на р. Кодыму, далее к мечети на реке Соленой, затем на Аргамаклы-Сарай, выше устья р. Громоклеи через Ингул, балкой к верховьям р. Доброй, на Висунь, на Давидов брод, наконец, к р. Каменке, то есть подводил и к Тавани. Здания, которые указаны здесь (на карте), курсивом, в российских картах известны и раньше, со времен размежевания 1740 года и съемки Новой Сербии, как это показано по многочисленным рукописным версиям того времени (обычно 2 мечети на Соленой, 1 — на Громоклее)».
О том, что местность была густо заселена, свидетельствует карта Риччи Занони 1767 года, на которой только в Бугско-Днепровском междуречье отмечено 182 населенных пункта, некоторые из них имели в своем названии слово «мечеть». Например: Татар-мечеть, Актар-мечеть, Боялаш-мечеть. Что касается города Акмечеть, о котором упоминал Франц де Воллан, то есть все основания полагать, что период его расцвета приходился на XIV век. Затем был длительный период угасания. Недалеко от Акмечети находилась золотоордынская крепость Чичаклей, которую в XV веке заняли литовские войска. Позднее турки восстановили крепость, игравшую значительную роль в контроле над обширными степными территориями Прибужья.
После русско-турецкой войны 1768‒1774 гг. опустевшую Акмечеть заселили выходцы с Полтавщины, при этом они сохранили старое татарское название села. Согласно сообщению краеведа А. Махно, «поселенцы застали развалины мечети и фундаменты домов, между которыми был фундамент огромного здания. При добывании камня отсюда крестьяне находили иногда бусы и много человеческих костей. Некоторые из добываемых плит были покрыты турецкими надписями и узорами».
Согласно историку Д. Заковоротному, «с незапамятных времен в турецком селе Акмечеть была мусульманская мечеть. В 1793 году мечеть преобразовали в православную церковь. В 1798 году на средства генерал-майора Василия Васильевича Каховского была построена каменная церковь. В 1888 году вдова генерал–лейтенанта Анна Львовна Червинская построила новую — каменную однопрестольную».
Таким образом, есть все основания утверждать, что нынешняя православная церковь построена на фундаментах и из строительных материалов древней мечети. Однако нужно учесть, что Акмечеть была достаточно крупным городом, и нынешний поселок, в 1946 году переименованный в Прибужье, занимает лишь незначительную часть его территории. Для того, чтобы проверить эту версию, нужна была настоящая экспедиция и дополнительные исследования района Акмечети.
Александр Степанченко