Возникшая на Волыни и в Подолье в начале XVI ст. небольшая мусульманская община, состоявшая из пленных крымских татар, к началу XVII ст. стала играть всё возрастающую роль в жизни Речи Посполитой.
Воинские подразделения
В конце XVI ст. татарская конница широко использовалась в военных кампаниях короля Стефана Батория. В
С началом восстания Богдана Хмельницкого (1648) польские войска стали терпеть одно поражение за другим. Это было вызвано тем, что украинские казаки, традиционно воевавшие в пешем строю, получили мощную опору в лице конной армии Крымского ханства.
Комбинированные удары запорожской пехоты и крымскотатарской конницы в битвах под Желтыми Водами, Корсунью и Пилявцами поставили Польское государство на грань катастрофы. В этой ситуации польский король Ян Казимир вынужден был брать на службу наемников со всей Европы.
Особое внимание уделялось созданию отрядов легкой кавалерии, в которые охотно брали
В победоносной для поляков битве под Берестечком (1651) принимали участие несколько татарских хоругвей общей численностью около 1000 человек. Им пришлось сражаться не только против украинских казаков, но и против своих единоверцев — крымских татар. За храбрость, проявленную в битве, польский король Ян Казимир наградил воинов хоругви волынских татар (командир Мурза Богданович), предоставив им в бессрочное «кормление» городок Оратов и окрестные сёла (Брацлавское воеводство, ныне Винницкая область).
После тяжелого поражения польских войск в битве под Батогом (1652) количество татарских хоругвей в армии Речи Посполитой резко возросло. К концу года на службе у короля было уже восемь татарских хоругвей. Сохранились имена командиров этих воинских подразделений: Адам Тарашевский, Халембек Муравский, Мурза Богданович, Мехмет Челеби, Михал Быдловский, Миколай Похойский, Мустафа Судыч, Чимбайя Улан.
После Переяславской рады союз Богдана Хмельницкого с Крымским ханством был окончательно разрушен. Это привело к тому, что часть крымских татар подалась на службу к королю Яну Казимиру, тем самым пополнив ряды лёгкой кавалерии, значительно поредевшей в ходе войны.
В 1655 году две хоругви волынских татар под командованием ротмистра Александра Крычиньского и уже упомянутого выше Мустафы Судыча принимали участие в кровопролитной битве под Охматовым. В этом сражении впервые с начала войны армия Крымского хана выступила как союзник Польши.
В дневнике витебского воеводы Яна Антония Храповецкого сохранилась запись, датированная 8 июля 1656 года, в которой говорится о том, что в Польшу прибыл татарский гонец, который сообщил, «что пятитысячная белгородская орда идет служить Его королевской милости, но некоторая часть ногайцев пытается их остановить…сейчас они уже прошли Львов». В том же году хан Мехмед Гирей прислал на помощь королю Яну Казимиру отряд из 2000 воинов во главе с агой Субханом Гази.
Вступление Московского государства в войну против Речи Посполитой в 1654 году привело к вторжению русских войск в Литву. Татарские сёла в этом регионе были сожжены, хозяйства разрушены. Это вынудило большую часть липка мигрировать на Волынь и Подолье. Именно эти регионы в
Если в 1651 году в королевской армии было 8 татарских хоругвей и 980 всадников, то в 1655 их было уже 11, а в 1659 — 23 хоругви, в которых числилось 2682 всадника. Рост численности и влияния татар вызвал недовольство у магнатов Речи Посполитой. В 1665 году произошел бунт шляхты против короля Яна Казимира (т. н. «рокош Любомирского»). Среди прочих условий мятежники требовали роспуска татарских хоругвей.
Король вынужден был пойти на уступки. В результате на службе в польской армии осталось только 8 татарских хоругвей. Под давлением шляхты покровитель липок король Ян Казимир вынужден был отречься от престола и уехать во Францию. Новым королем был избран Михал Вишневецкий. Зная о недовольстве мусульманского населения ухудшающимся экономическим положением, новый король поспешил подтвердить все привилегии татарского населения. Но это не помогло ему предотвратить надвигающуюся грозу.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»