Разговор, посвященный Исламу, принципам умеренности и толерантности, состоялся во вторник, 17 октября, во Львовском национальном литературно-мемориальном музее Ивана Франко.
Как и предполагалось, главным спикером стал известный азербайджанский историк, религиовед и публицист Теймур Атаев. Он рассказал корреспонденту издания «Ислам в Украине», что во время этой встречи стремился отойти от образа «лектора» или «докладчика» и пытался создать атмосферу доверительной беседы. И, как признался Теймур-эфенди, благодаря организаторам мероприятия — директору музея Богдану Тихолозу и старшей научной сотрудницы заведения, заведующей книжными фондами Соломии Вивчар — этого удалось достичь:
— Сама встреча была, скорее, откровенной беседой, не хотелось, чтобы это выглядело сухой лекцией. А началось мероприятие с моего вопроса к аудитории — с чем у вас ассоциируется Ислам? И меня очень порадовало, что ответы очень отличались от того, что навязывают средства массовой информации — ни один из присутствующих не сказал, что видит в Исламе угрозу жизни, миру… Кстати, большинство присутствующих было немусульманами. Все больше и больше людей начинает отделять зерна от плевел, — рассказал Теймур Атаев.
Зацепил почтенный гость в своем рассказе и призыв избегать чрезмерности, содержащийся в Коране:
— Речь идет о «золотой середине» как по отношению к себе, своих действий, так и в оценке жизни окружающих. Человек должен, прежде всего, осуществлять благие дела, чтобы заслужить довольство Всевышнего. Но вместе с тем человек не может пренебрегать собственным благополучием в этой жизни. Он должен создавать семью и заботиться о ней, упорядочивать свой быт и удовлетворять материальные, физические и духовные потребности. Тот, кто пренебрегает мирскими потребностями — отказывает себе в счастье на земле, а тот, кто пренебрегает потребностями духовными — лишает себя счастья и на земле, и на небесах.
Теймур Атаев также привлек внимание слушателей к тому факту, что в Исламе религиозные и светские интересы не пересекаются, а дополняют друг друга:
— Подтверждением этому является отсутствие в Коране заповеди, которая была бы в ущерб человеку или противоречила бы нашей природе. Одним словом, правильное понимание смысла веры и закона Божьего не мешает вести полноценную жизнь, занимать активную жизненную позицию и добиваться успехов в мирских делах. Напротив, вера направляет творческую энергию человека туда, где он сможет принести наибольшую пользу себе и окружающим.
Наш корреспондент спросил господина Теймура — как встретила львовская аудитория русскоязычные книги его авторства «Кавказские коллизии России», «Из истории геополитической борьбы за территории России, Украины, Беларуси и Прибалтики» и «Красота и гармония в исламе»:
— Не хотелось бы хвастаться, но я не ожидал, что будет такой интерес — книги расхватали в буквальном смысле. Если бы я знал, привез бы больше экземпляров, — отметил ученый. — И это меня очень радует не как автора, а как человека, который видит большой общий интерес, заинтересованность других людей близкой тебе темой.
Как рассказал Теймур Атаев, было много вопросов, касающихся не только Ислама или погруженности в эту тему выдающихся украинских мыслителей Ивана Франко и Агафангела Крымского, но и геополитики, сепаратистских настроений, исторических и культурных сходств и разницы…
На встречу с господином Атаевым в музей пришло много людей, среди которых были представители Исламского культурного центра имени Мухаммада Асада, азербайджанской диаспоры, студенты-арабисты, которые учатся на кафедре востоковедения Львовского университета им. И. Франко и другие заинтересованные гости. И все же немусульман было больше, что, по мнению исследователя, очень символично:
— По моему убеждению, эта встреча в Доме Франко, посвященная присущей Исламу линии воздержания — практический символ. Потому что такая заинтересованность львовян, немусульман к теме Ислама и демонстрирует, что люди созданы Всевышним и разделены по цвету кожи и по языкам только для того, чтобы они стремились узнавать друг друга.
Справка:
Теймур Октай оглы Атаев (род. 1962) — азербайджанский политолог, религиовед, публицист. Живет в Баку. В 1984 году окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета (теперь БГУ). Работал в системе Министерства культуры Азербайджана, а также в ряде политических и экономических структур. Директор по аналитическим проектам Бакинского общественного объединения «Идрак», которое действует на основе принципов умеренности и толерантности и призывает к мирному сосуществованию, взаимопониманию и диалогу мусульман между собой и с представителями других религий. Он является автором многих исследований, посвященных мусульманской религии, а также межрелигиозному диалогу и сотрудничеству (среди которых 4 монографии и более 800 статей). Три его книги увидели свет в этом году в Киеве. Ученый неоднократно бывал в Украине, выступал с лекциями в Киеве, Остроге, Одессе и Львове.