Исмаил Гаспринский – гордость крымскотатарского народа

Исмаил Гаспринский – гордость крымскотатарского народа
20.03.2015
Оцените статью: 
(423 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

21 марта 2015 года исполнилось бы  164 года со дня рождения Исмаила Гаспринского, выдающегося мыслителя, поэта, писателя, политического и общественного деятеля.

Исмаил Гаспринский родился в марте 1851 в семье офицера царской службы Мустафы-Али-оглу. Как и было заведено в дворянских семьях, начальное образование мальчик получил у домашнего учителя Хаджи-Исмаил эфенди, затем была сельская школа, известная Симферопольская мужская гимназия (в настоящее время гимназия  1 им. Ушинского), которую Исмаилу закончить не довелось.

Вероятно из-за того, что отец подростка, понимая важность светского образования, предпочел следовать традициям дворянских семей, где сыновей определяли в военные учебные заведения, 12-летний Исмаил Гаспринский становится курсантом Воронежского кадетского корпуса, которым руководил известный царский генерал-лейтенант А. И. Ватаци, а затем его зачисляют курсантом 2-ой Московской военной гимназии. Этот перевод дал возможность молодому Исмаилу Гаспринскому приблизиться к кругу свободно мыслящих московских сверстников.

В 1868 году Исмаил Гаспринский решая закончить с военной карьерой, прерывает свое обучение в военной гимназии, а по возвращению в Крым начинает свою стезю на поприще преподавателя в Зынджырлы медресе в Бахчисарае, затем в медресе Дерекой близ Ялты. Молодой учитель русской словесности, с целью расширения своего кругозора и самообразования в 1871 году, решает уехать во Францию.

В Париже ему удаётся устроиться переводчиком в рекламное агентство, а в свободное время посещать лекции в Сорбонне. По распространенной версии некоторых исследователей, в Париже Исмаилу Гаспринскому удается поработать секретарем у И. С. Тургенева, однако, прямые подтверждения этого факта отсутствуют. Сомнения усиливает некролог, написанный редактором газеты «Терджиман» в связи с кончиной в 1893 году И. С. Тургенева, где нельзя найти ответа на ранее указанную версию.

В 1847 году Исмаил Гаспринский направляется в страны Магриба: Алжир, Тунис, Египет, затем через Грецию приезжает в Стамбул. Здесь его интересует государственная система образования, издательское дело, история, культура.

По возвращению из Турции Исмаил-мурза активно включается в общественно  политическую жизнь Бахчисарая, а в марте 1879 года утверждается в должности бахчисарайского городского головы. Успешно занимаясь городскими проблемами, руководитель города продолжает поиски по выпуску периодического издания на крымскотатарском и русском языках. Наконец, 10 апреля 1883 года выходит первый номер литературно-политической и научной газеты «Терджиман». Часть исследователей издательского наследия великого просветителя допускают, что в название газеты редактор вложил национальную идею: «Терджиман»  «Переводчик», то есть перевожу, поясняю.

Действительно, в этом, на самом деле, остро нуждался угнетенный коренной народ Крыма. Газета печаталась на протяжении 35 лет и распространялась в Крыму, России, Хивинском и Бухарском ханствах, Персии, Китае, Афганистане, Турции, Египте, Болгарии, Франции, странах как Запада, так и Востока. И монарший реверанс Николая второго в 1912 в виде золотого портсигара " За заслуги перед Отечеством», просветителю Исмаилу Гаспринскому тоже говорил об этом. Добрый жест царя российского самодержавия дал просветителю повод и шанс ходатайствовать перед государем о возможности издания еще двух журналов: «Алеми Нисван» и сатирического  «Ха-ха-ха».

В 1906 году выходит еще одна газета «Миллет». Появление этой газеты было не случайным, ведь в России наступало время великих потрясений. В заголовок редактор вложил надежду и одновременно боль за судьбу своего народа. Именно на волне революционных событий в газете «Русь» уже известный публицист пишет: «Отнять у человека его национальность  не меньшее насилие, чем отнять свободу совести в религии или разрушить семью. Наши крепостники недавних еще времен не стеснялись продавать в розницу отдельных членов семей своих крепостных, считая узы семейные привилегией только своего сословия. Так и современные крепостники-политики признают святые узы народности исключительно правом господствующего народа».

Предыдущая статья на сайте была посвящена роли нашего земляка Абдурешита Медиева в возрождении древнего города Къарасубазара, его общественно-политической жизни в Крыму и в царской России. Но поскольку Исмаил Гаспринский и Абдурешит Медиев были великими людьми одного народа и одной эпохи, хочется заметить важный момент их различного видения в разрешении архиважной проблемы  защиты коренного народа Крыма против порядка насаждаемой колониальной администрацией, представляющей собой экономический, национальный и религиозный гнет.

В решении этой сложной проблемы Исмаил Гаспринский являлся приверженцем культурно  просветительского принципа борьбы против гнета. Стратегия Абдурешита Медиева отличалась от линии Исмаила Гаспринского тем, что помимо культурно-просветительской работы депутат 2 государственной Думы занимался национально-революционной деятельностью. Так на юбилее в Бахчисарае, посвященном 25-летию выхода газеты «Терджиман», карасувбазарец сказал следующее:

«Представители русского мусульманства съехались сегодня сюда, в этот град бывшей столицы крымских ханов для чествования редактора-издателя Терджимана Исмаила Мурзы Гаспринского. Тут вы видите людей различных профессий, положений, звания и сословия, тут присутствуют люди вполне солидарные с тем, что проповедовал в продолжении своей четвертьвековой деятельности Иcмаил Мурза, тут я вижу присутствуют люди и лица, инакомыслящие, чем Исмаил Мурза. Я принадлежу к другой группе крымскотатарского народа. Будучи всецело предан к исповедуемой группой идее, я во многом не согласен с тем, что проповедует Терджиман и его редактор Исмаил Мурза в области вопросов чисто политических, и не только глубоко расхожусь, но быть может на полярно-противоположной точке зрения с ним по вопросам социально  экономическим».

С именем прогрессивного педагога связаны организация и развитие совершенно нового  светского обучения в школах Крыма. После консервативного метода преподавания в школьных заведениях, со светским методом И. Гаспринского меняется суть и структура начального образования. Этот совершенно революционный принцип дал возможность утвердить новый вектор в этноконфессиональной и этнопедагогической системе народного образования не только в Крыму, но и в Турции, Азербайджане, Средней Азии, Поволжье.

Исмаил Гаспринский известен не только как автор содержательных романов и блестящей публицистики, но и серии учебников и пособий для национальных новометодных школ. Кстати, его единомышленник в области школьных реформ «Усул Джедид» Абдурешит Медиев инициирует, а затем содействует открытию школы-рушдие переводе  средняя школа) с преподаванием светских и религиозных наук.

Прискорбно, но проблема обучения на родном языке и в наше время остается нерешенной в полном объеме. Это связано с откровенным недопониманием родителей необходимости обучения на родном языке, несовершенством законодательной базы, слабым материальным обеспечением и т. д. Для сравнения с современным положением в школах с крымскотатарским языком обучения, где ощущается хронический недостаток учебников, хочется привести выдержку из доклада Сардыко С.А., который прозвучал на Республиканской научной конференции «Культура Крыма на рубеже веков (1920 вв.)" в г. Симферополе 2729 апреля 1993 года.

В докладе под названием «А. П. Чехов и крымские татары» вышеупомянутый автор в частности сообщает: «Когда к Чехову обратилась татарская школа в Мухалатке с просьбой помочь в покупке учебников, он заказал книги через редакцию газеты «Переводчик «, выходившей под руководством Исмаила Мурзы Гаспринского. 17 марта 1900 года Чехов оплачивает счет на 60 рублей 50 копеек за 256 экземпляров учебников по арифметике, грамматике, книги вероучения и Корана для Мухалатской школы. «

К началу 20-го столетия имя сына крымскотатарского народа Исмаила Мурзы Гаспринского было на слуху у большинства прогрессивных людей европейских и восточно-азиатских стран. «Терджиман» к этому времени была наиболее читаемой газетой, ведь ее подписчики жили на бескрайних просторах от России до США, от Индии, Египта и до Китая.

В 1910 году за высокие достижения в области международного образования, просветительской деятельности среди жителей Европы и Азии, поиски путей толерантных отношений между разными народами в области религий и культур, французским журналом «La Revue duMonde Musulman» Исмаил Мурза Гаспринский выдвигается на получение Нобелевской премии. Однако премию вручили Международному бюро мира за кампанию по разоружению.

За заслуги перед народами и странами всемирно известный просветитель награждается орденами «Золотой орден Восходящей Звезды 3-степени», «Меджиде» 4-ой степени, «Льва и Солнца» 3-й и 4-й степени и бронзовой «Медалью Санкт-Петербургского русского технического общества».

До конца своих дней Исмаил Мурза Гаспринский оставался в строю ярких публицистов, редакторов газет, издателей книг, пропагандистов реформ в области образования, деятелей культуры, идейных вдохновителей реальных путей и возможностей сосуществования разных народов и конфессиональных направлений.

По воле Всевышнего и земных обстоятельств Исмаил Мурза Гаспринский, также как и наш къарасувбазарец Абдурешит Медиев умирает от туберкулеза. Этот бренный мир человек столетий покидает в возрасте 63 лет 11 сентября 1914 года по старому стилю.

Талят Ильясов

Источник: krymtatar.in.ua

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.