Очарование крымскотатарской вышивки

Зулейха Бекирова
Крымскотатарская вышивка, техника «татар ишлиме»
Крымскотатарская вышивка
Крымскотатарская вышивка
Крымскотатарская вышивка
22.05.2015
Оцените статью: 
(412 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Начиная с 2007 года каждый третий четверг мая в Украине отмечают пока что неофициальный праздник  День вышиванки. Нынешний май не стал исключением  улицы городов и поселков преобразились, заиграли разнообразием вышитых на сорочках и платьях прохожих узоров. Чаще всего можно было увидеть одежды, вышитые в традиционных для той или иной области Украины технике и рисунках. И это понятно  когда мы произносим слово «вышиванка»  мы чаще всего имеем в виду сорочку, как элемент национального украинского костюма. Но наша страна  многонациональная, а вышивка на одежде  древнейший элемент, присутствующий в культуре и народном искусстве каждого этноса. Страсть к украшению себя и своей одежды свойственна человеческой природе с зарождения цивилизации  даже в первобытном ее состоянии.

Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства. При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых работали мастера  керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел, фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства.

Вышивка была одним из самых распространенных и любимых видов традиционного искусства крымских татар. Ею украшались не только головные уборы и костюмы  женские, мужские, детские, а также изделия, которые использовались в повседневной жизни  декоративное панно на ткани, полотенца  они служили для украшения интерьера дома.

Об этом упоминает и Гульнара Бекирова, крымский историк, член Украинского ПЭН-клуба, рассказывая о Зулейхе Бекировой  художнике и педагоге, благодаря которой жива традиционная крымскотатарская вышивка. А ведь в первой четверти минувшего столетия этот вид искусства находился под угрозой исчезновения Об этом в 1925 году знаменитый поэт, публицист и знаток Крыма Максимилиан Волошин с горечью писал:

«Татарское искусство: архитектура, ковры, майолик, чекан металлов  все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает. В Бахчисарае, в Ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, еще продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих Исчерпывающие собрания татарских орнаментов были собраны художниками Чепуриной в Евпатории и Александрой Михайловной Петровой в Феодосии, но труды их до сих пор не изданы».

Мастером, которому было суждено возродить умирающий народный промысел  традиционную крымскотатарскую вышивку, стала Зулейха Бекирова  художник, педагог, вышивальщица, специалист по ткачеству и гобеленам.

Зулейха Бекирова родилась в мае 1913 года в маленькой деревне Моллалар Перекопского уезда Таврической губернии. Училась девочка в крымскотатарской школе. В этих степных краях Крыма, богатых растительностью в пору цветения, прошли детство и юность Зулейхи. Бабушка и мама, следуя давним национальным традициям обучения девочек мастерству вышивки, привили ей первые навыки ремесла. Зоркий глаз юной мастерицы жадно впитывал красоту цветов и красок Крыма, образцы узоров, геометрических фигур и орнаментов изделий, которые были тогда в каждом крымскотатарском доме

В художественно-кустарной артели «Эски орьнек» («Старинный узор») в Евпатории, под руководством прославленной мастерицы Адавие Эфендиевой Зулейха шаг за шагом осваивала секреты крымскотатарской традиционной вышивки и ткачества. А спустя два года Зулейха как лучшая ученица, поступает на учебу в Московский художественно-промышленный техникум, после окончания которого она четыре года работала в лаборатории Научно-исследовательского института художественной промышленности по специальности «ковроткачество».

В ходе экспедиций института в Казахстан и республики Средней Азии Зулейха собрала, а впоследствии изучила богатейший материал по искусству ковроткачества. Она разрабатывала собственные оригинальные эскизы, по которым изготавливались ковры на промышленной основе. И вскоре Зулейха Бекирова уже участвует в международных и всесоюзных выставках  в Нью-Йорке в 1939 году, в Киеве в том же году. Для выставки в Нью-Йорке по эскизу Зулейхи Бекировой был соткан ковер «Верблюды»  ныне он хранится в фондах Музея народного искусства имени Станиславского в Москве.

В том же 1939 году Зулейху Бекирову принимают в Союз художников СССР. В следующем 1940 году она поступает на учебу в Московский институт декоративного и прикладного искусства на отделение художественной керамики, где ее преподавателями становятся знаменитые художники Петр Вильямс, Владимир Фаворский, Петр Кончаловский. Война прервала учебу  заветная мечта Зулейхи Бекировой о высшем образовании осуществилась только в 1948 году.

После окончания института в течение 20 лет Зулейха Бекирова занимается педагогической деятельностью  она преподает специальные дисциплины студентам Московского художественного техникума. Педагогический талант и дар мастера сочетались в ней гармонично. С 1949 по 1952 годы Зулейха учится в аспирантуре при НИИ художественной промышленности. Во время работы над диссертацией «Декоративное оформление ковровыми изделиями зрительного зала Ашхабадского драматического театра» она провела колоссальную работу как исследователь коврового искусства.

Живя долгие годы в Москве, Зулейха-ханум никогда не забывала о своих корнях и о родине. В 1990 году по приглашению Крымскотатарского культурного центра она приехала в Крым. Здесь знаменитая художница обучила группу из двенадцати девушек на курсах по возрождению национальной вышивки, организованных на базе малого предприятия «Орьнек» (основатель Сеитмемет Меметов) техникам «татар ишлиме», «мыкълама», основным швам в этих техниках. Она охотно делилась со своими молодыми коллегами секретами мастерства, навыками и знаниями.

Не будет преувеличением сказать, что в том числе и благодаря Зулейхе Бекировой жива и возрождается традиционная крымскотатарская вышивка. Ныне дело ее жизни продолжают многие талантливые ученики и последователи  лучшие из этих работ сегодня уже стали достоянием и украшением современного крымскотатарского искусства.

Зулейха Бекирова, о которой говорят, что её душа вышита золотой нитью, покинула этот мир в 1999 году.

К 100-летию Мастера, вышивальщицы, члена Союза художников СССР Зулейхи Бекировой на ее могиле в Москве на кладбище Северное Бутово 22 января 2012 года состоялось открытие памятника  башташа. Мероприятие началось с прочтения дуа (молебна) по Зулейхе ханым. На могилу возложили цветы, а покрыта она была крымскотатарским знаменем. Автором башташа является мастер крымскотатарского декоративно-прикладного искусства Эльдар Гусенов, исполнители проекта  инициативная группа крымскотатарских художников  Эльвира Османова, Рустем Скибин, Эльдар Гусенов, Мамут Чурлу и т. д.

Справка:

Выделяют семь самых распространенных техник шитья у крымских татар: 1  «татар ишлиме»  татарская гладь. 2. «Эсап ишлиме»  «шитье стягами». 3. «Телли»  «шитье площенкой»  узкой металлической пластинкой, протягиваемой сквозь ткань и забиваемой специальным молоточком в разного рода геометрические узоры. 4. «Мыкълама»  «высокое шитье золотом». 5. «Букме»  шитье шнурком, обычно золотым, тоже вприкреп и по плотным тканям. 6. Гораздо реже встречающийся шов «каснак»  «тамбурный», который выполнялся или иглой, или крючком. 7. «Пул»  «шитье блестками», дополняющий основной узор.

Источник: Крым. Реалии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.