Три поколения крымских татар в инсталляции Эмине Зиятдиновой

Три поколения крымских татар в инсталляции Эмине Зиятдиновой
— Это старые фото моей семьи — додепортационные и советского периода, когда мои родители, дедушки и бабушки приезжали в Крым в качестве туристов, — делится Зиятдинова
В рамках выставки крымскотатарский фотожурналист Эмине Зиятдинова представила автобиографическую инсталляцию «Дом».
В рамках выставки крымскотатарский фотожурналист Эмине Зиятдинова представила автобиографическую инсталляцию «Дом».

Выставка «Восстановление памяти», посвященная проблемам переселенцев, открылась 4 февраля в выставочном пространстве столицы «Изоляция». Каждый из участников проекта рассказал об опыте потери родной земли с помощью художественного инструментария. В рамках выставки крымскотатарский фотожурналист Эмине Зиятдинова представила автобиографическую инсталляцию «Дом».

Журналистам QHA удалось пообщаться с Эмине.

— Я захотела сделать то, что меня интересует, — это грань между публичным дискурсом и личной памятью. Три части, три поколения, три истории, — говорит автор инсталляции.

Крымская татарка рассказывает, что первая часть — это рассказ ее бабушки по папиной линии Айрие Емирвелиевой о том, что ее мама и тети боялись рассказывать о депортации, которую пережили, когда были детьми. Вторая часть — второе поколение — рассказ ее мамы Катибе Зиятдиновой, которая прошла школу пионеров, октябрят и комсомольцев.

— Эта система нивелирует память, идентичность. Мама говорила, что они советские. Это о том, каким образом сознание изменилось, когда началась оттепель в Советском Союзе и крымские татары вернулись в Крым, — говорит Эмине Зиятдинова.

Свою автобиографическую историю Эмине показывает последней. Она — об изменениях в публичном пространстве Крыма с 2014 года. Именно тогда девушка пришла в школу, где училась, и не смогла нормально воспринимать увиденное — в вестибюле школы висел портрет Путина. Но больше всего ее шокировал портрет главного оккупанта в музейной комнате, где когда-то был уголок крымскотатарской культуры, а также запуганные учителя, которые вынуждены учить детей российскому гимну, чтобы их семьи не сидели на хлебе и воде.

В инсталляции еще одна часть — нарезка портретов людей с закрытыми лицами или повернувшихся спиной с громкими лозунгами: «Qirim, Millet, Vatan» (с крымскотатарского — «Крым, нация, Родина»), «Крым — это Россия» и «Крым — это Украина».

— Я хочу поднять вопрос о том, что людям, которые пытаются продолжать свою повседневную жизнь, приходится делать выбор в системе геополитических координат. И это нелегкий выбор, особенно когда твоя жизнь зависит от него, — подчеркивает Эмине.

Сама же инсталяция представлена в виде двух экранов и кухни. С одной стороны на экране показаны видеопортреты, с другой — нарезка из обычной жизни. Они перекликаются между собой. Видео автор сняла летом прошлого и зимой этого года в родном селе Серебрянка, что в северном Крыму.

Как рассказывает Эмине, кухня означает, что такие вещи, как память и все, что касается политической идентичности, переносятся из публичного в кухонное пространство, и люди говорят на кухне о том, что они думают, потому что не имеют возможности выражать свои мысли в публичном месте.

Также рядом с инсталляцией посетители выставки смогут увидеть фотографии из собственного семейного архива Эмине.

— Это старые фото моей семьи — додепортационные и советского периода, когда мои родители, дедушки и бабушки приезжали в Крым в качестве туристов. А еще здесь есть мои личные фотографии после возвращения в Крым в 90-м году, — делится Зиятдинова.

Напомним, что выставка «Восстановление памяти» будет работать ежедневно с 4 февраля по 4 марта с 12:00 до 20:00 в выставочном пространстве «Изоляция» по адресу: ул. Набережно-Луговая, 8.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.