Известный азербайджанский ученый с теплом вспоминает Львов

Известный азербайджанский ученый с теплом вспоминает Львов
22.01.2018
Оцените статью: 
(482 оценки)
admin
Аватар пользователя admin

В конце минувшего года Украину посетил известный азербайджанский политолог и религиовед Теймур Атаев. Он побывал в Киеве и Львове, принял участие в научных мероприятиях и провел несколько встреч с представителями общественности и студенческой молодежи.

В столице Теймур Атаев был одним из участников международной научно-практической конференции «Мусульманская наследие в Южной Украине: история, культура, религия», выступив с докладом «О некоторых нюансах изменения демографии Крыму в 2 пол. XVIII века». Во Львове у гостя из Баку были выступления в Музее Ивана Франка, принял участие во II межрелигиозному круглом столе «Достоинство человека в христианстве и исламе», который состоялся в Украинском католическом университете (УКУ), и прочитал лекцию о красоте и гармонии в Исламе для студентов кафедры востоковедения ЛНУ им. Ивана Франко.

Вернувшись на родину, ученый изложил свои впечатления о столице Галичины в материале «Львов глазами гостя из Азербайджана», который был опублікован на сайте «Корреспондент».

Выразив восхищение музеями Львова, старинной архитектурой города, отдав должное львовским кофейням, возраст многих из которых составляет не десятки, а сотни лет, Теймур Атаев утверждает:

«Если продолжать перечислять достоинства Львова, то, наверное, этот текст будет невероятно длинным.... Но не потому, что каждый может высказать свое видение красот и памятных штрихов города, а из-за настоящего наличие здесь интересного, исторического, которео плавно перетекает в современность».

Теймур Атаев пишет о личности выдающегося просветителя украинского народа, Ивана Франко:

«Невероятной широты личность, его мысли актуальны во все времена и не только для Украины! Наверное, поэтому стоит пристальнее взглянуть на его наследство».

Азербайджанский религиовед вспоминает и традиций львовской религиозной толерантности, имеющей предысторию:

«Еще в 1356 году король Казимир III предоставил Львову магдебургское право, которое даровало людям, „живущим в этом городе, а именно армянам, евреям, сарацинам, русинам (украинцам. — Авт.) и другим любого сословия“ возможность пользоваться равными правами в соответствии с их обычаями <...> В то же время жители города имели возможность на основе магдебургского права вести какие-либо судебные дела, которые могут возникнуть между ними. А в случае „нежелания осуществлять суд по магдебургскому праву“ разрешалось решать вопрос „судом своей нации“, пусть и „под председательством городского старосты“.

В первой городской хронике Львова, датированной XVII веком, галицкий поэт, историк и бургомистр Львова Зиморович писал: „Из стольких народов, отличавшихся языком, обычаями, обрядами и верой, состояла придворная свита князя Льва“. Но „чтобы беспорядочно не оседала такая весьма смешанная община“, князь разделил ее в соответствии с „общественными обычаямив народов, составлявших население города“: „для русинов, как своих, было предоставлено сторону, выгодную с востока; для евреев и подобных правоверных сарацин — с юга; для армян и татар <...> определен участок с севера, а для себя и своего двора выбрал Лев часть западную, так как предварительно она уже была застроена замком“.

<...> Уже в одном из документов за 1382 год упомянуты „дома по улице Татарской“. От этой улицы шла дорога на польский Краков, а Краковские ворота были построены в 1386 году и первоначально назывались Татарскими. И теперь улица Краковская — одна из центральных во Львове.

Поэтому то, что нынешние львовяне открыли двери для вынужденных переселенцев из Крыма, в частности крымских татар, мусульман, — вовсе не случайно», — отмечает Теймур Атаев и добавляет, что городские власти учитывают исламские традиции новых жителей города:

«В 2015 году Исполнительный комитет Львовского городского совета принял решение об отводе на Голосковском кладбище земельного участка общей площадью 0,35 га для захоронения по мусульманской традиции».

Ученый пишет и об исламском культурном центре во Львове:

«Он носит имя знаменитого львовянина — Мухаммада Асада (Леопольда Вайса), родившегося в еврейской семье. „Я мусульманин, — подчеркивал он в произведении «Путь в Мекку», — но в то же время у меня западные корни. Таким образом я могу говорить интеллектуальнымй языком Ислама и Запада“. Отсюда — почва для межрелигиозных диалогов во Львове. В одном из них в декабря 2017 года взял участие автор (в Украинском католическом университете. — Авт.).

Толерантность проявляется и в том, что львовяне и гости города могут отведать изысканные блюда во многих ресторанах национальной кухни, в том числе крымскотатарском и еврейском».

Полный текст статьи Теймура Атаева — по ссылке.

Справка: Теймур Октайоглы Атаев (род. 1962) — азербайджанский политолог, религиовед, публицист. Директор аналитических проектов Бакинского общественного объединения «Идрак», действующего на основе умеренности и толерантности, призывающего к мирному сосуществованию, взаимопониманию и диалогу мусульман между собой и с представителями других религий. Автор более 800 статей, опубликованных в Азербайджане, Украине, России, странах Центральной Азии, Европы и в США.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.