Первый выпуск слушателей курсов росписи хной ознаменовался инсценировкой свадебного обряда

Невесте наносят свадебные орнаменты хной
Мамут Чурлу и Рустем Скибин вручают диплом участнице «Школы крымскотатарской росписи хной»
Дядя невесты танцует со свахой
Ночь хны
Праздничным платком невесте покрывают голову
Светильники, символизирующие молодоженов
25.11.2015
Оцените статью: 
(580 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве крымские татары показали свадебный обряд «Ночь хны», который проводился в Крыму в начале ХХ века. Этим мероприятием ознаменовался первый выпуск слушателей «Школы крымскотатарской росписи хной», которая была открыта творческой командой Центра культуры и ремесел «Тамга» совместно с проектом «Крымский стиль».

Об этом пишет агентство QHA. В сообщении говорится, что школа работала в течение трех дней  с 19 по 21 ноября. Научиться тонкостям техники росписи хной приехали участники из Киева, Симферополя и Львова, что свидетельствует о большом интересе украинцев к крымскотатарским традициям и культуре.

В день открытия школы заслуженный художник Украины, автор проекта «Крымский стиль», исследователь художественной символики орнаментов крымскотатарской вышивки Мамут Чурлу ознакомил студентов с символикой традиционного крымскотатарского орнамента и его историей:

 Орнамент  это язык. Было время, когда мы об этом не знали. Когда после депортации мы приехали в Крым, наша культура была полностью разрушена. С чего мы начинали? Мы просто копировали  у нас была задача восстановить свою культуру, мы собирали материалы по вышивке, фотографировали ее. Понимание того, что эти орнаменты означают, пришло гораздо позже. И как показала практика  это имеет огромное значение,  сказал Мамут Чурлу.

В заключительный день мастера и ученики Школы смогли стать участниками неповторимого крымскотатарского традиционного обряда «Къына геджесы» («Ночь хны»). Режиссером действа выступила украинский этнограф Елена Соболева, которая на протяжении многих лет исследовала и изучала традиции крымских татар и даже издала книгу о свадебном обряде.

Инсценировка традиций заключения брака у крымских татар включала немало эпизодов  зрители увидели, как во время свадебного обряда дядя невесты по материнской линии исполняет танец «Хайтарма» со свахой  замужней женщиной, которая счастлива в браке. Далее с невесты снимали головной убор и подводили к пожилой женщине. После этого начинался главный обряд  нанесение хны на голову и руки девушки, а в завершение их покрывали праздничными платками.

Театрализованное воссоздание крымскотатарских свадебных обрядов сопровождалась мерцанием двух светильников  так же, как и столетие тому назад, когда в помещении, где проводился обряд, обязательно зажигали две свечи, символизирующие молодоженов. Свечи были украшены краской хны и золотыми монетами.

«Ночь хны» обязательно проходила под звуки народной музыки. Роль свадебных музыкантов во время инсценизации исполнили Джемиль Кариков и Халил Халилов.

Как рассказала Елена Соболева, обряд «Ночь хны» крымские татары проводили в начале ХХ века. Для его инсценировки были использованы записи 1926 года. Обряд проводился в первый-второй день свадьбы, которая могла длиться от четырех до десяти дней. Тайное действо происходило в доме невесты, в нем также участвовали сваха, женщина по материнской линии, которая счастлива в браке, дядя невесты (также по материнской линии), брат невесты, который охранял вход в комнату, сваха от жениха, подруги невесты и, конечно, музыканты.

 Этот обряд был основным для невесты. С нанесением на ее тело магических узоров она переходила из одного социального уровня на другой,  говорит этнограф.

После показательного обряда все желающие смогли приобщиться к действу по нанесению орнаментов хной. Слушатели Школы не просто попробовали воспроизвести рисунки, но и приобщились к творческому процессу разработки неповторимого крымскотатарского стиля, основанного на национальных орнаментах и их символике. Уникальный крымскотатарский стиль росписи хной, разработанный художниками, этнографами, стилистами и мастерами «мехенди», имеет официальное название «хналама» (от крымскотатарского «нанесение хны»). Уже во время работы гости и участники делились впечатлениями от увиденного.

Украинская активистка Эльвира Булат решила выбрать для своего узора розу  символ женской силы:

 Я, конечно, знаю эти традиции, потому что я крымская татарка. В свое время мы не проходили этого, поскольку жили в Советском Союзе. Очень рада, что украинская молодежь может познакомиться с нашими традициями. Крым приживается в Киеве, что еще раз подтверждает, что Крым  это Украина. Но меня удивило, что наши народные орнаменты не противоречат украинским, а даже дополняют друг друга.

Елена Потривайло также с удовольствием пришла на вечер крымскотатарской культуры:

 Погрузились в историю Нам очень понравилось.

Дмитрий Лидер уже много лет интересуется крымскотатарской культурой:

 Об обряде не знал, но знаком с крымскотатарским орнаментом. Мне было очень интересно увидеть его в таком воплощении. Очень интересные параллели с другими культурами.

В завершение участникам Школы крымскотатарской росписи хной были вручены дипломы. Организаторы поблагодарили всех, кто присоединился к познанию традиций крымских татар и выразили надежду, что украинцы и в дальнейшем будут с удовольствием знакомиться с крымскотатарской культурой.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.