Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины

Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
Граффити на колонне мечети
Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
Руины измаильской крепости
Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
Мечеть в Измаиле
Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
Мечеть в Измаиле — памятник средневекового османского зодчества на юге Украины
28.02.2017
Оцените статью: 
(504 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Османское завоевание южной Бессарабии (Буджака) в 1484 году привело не только к новой волне исламизации края (после недолгого золотоордынского периода), но и к созданию новых городов и поселений. В XVI ст. на берегу Дуная возникла небольшая турецкая деревенька Измаил (первое письменное упоминание датируется 1529 годом). Примерно во второй половине XVI ст. османы в Измаиле построили каменную мечеть. Это единственное средневековое мусульманское культовое сооружение в Украине за пределами Крыма, сохранившееся до наших дней.

Посетивший в 1657 году Измаил османский путешественник и писатель Эвлия Челеби оставил красочное описание города. «Ныне этот превосходный порт является вакфом Мекки и Медины. По установленной записи и традиционному определению он значится свободным вакфом Аллаха. Правителем [города] на основе обычного права является ставленник главного евнуха, и он правит с помощью четырехсот своих людей. Это высокая должность, сдающаяся на откуп… Правитель [города] на основе шариата имеет содержание в триста [акче]. Кадию его ежегодно поступает семь кошельков, а мутевелли — двадцать кошельков. Всего в этом городе две тысячи домов. Три квартала в нем — мусульманские, а остальные населены греческими, армянскими и еврейскими реайя. Крыши домов в большинстве застланы тростниковыми плетенками или покрыты камышом. Все дома, постоялые дворы, мечети, имеющие кирпичные стены и крытые черепицей, находятся в мусульманских кварталах».

Никаких подробностей об увиденных в Измаиле мечетях Челеби не сообщает.

Мусульманское культовое здание в документах чаще всего называют «малой мечетью» или «измаильской». В архитектурном плане сооружение имеет наибольшее сходство с тремя мечетями, построенными на Балканах. Речь идет о мечети Али-паши в Сараево, мечети Байракли в Белграде и мечети Синан-паши в Косово. Основными элементами, сближающими измаильскую мечеть с балканскими собратьями, являются: восьмигранная основа для купола, три малых купола над входом и четыре колонны.

Мечеть в Измаиле имела один минарет, который был разрушен в 1810 году. Известно, что молитвенный дом несколько раз передавался православной церкви (сначала Русской, а затем Румынской), в связи с этим здание подвергалось неоднократным реконструкциям, в частности, в ХІХ ст. была пристроена абсида (снесена в ходе реставрации 1971—1973 гг.).

В 2007 году в ходе археологических раскопок, проведенных экспедицией, возглавляемой доктором исторических наук И. Сапожниковым, было изучено здание мечети и найден фундамент минарета.

Здание мечети является памятником архитектуры. Представляет интерес описание сооружения из официального «Паспорта памятника архитектуры»: «Мечеть в плане представляет собой прямоугольное сооружение с куполом, возведенное на квадратном основании… Молельный зал находится под барабаном, как и ниши михраба в восточной стене. Ниша михраба сделана из белого гипса, декорирована геометрическим и растительным орнаментом. Молельный зал освящен окнами со стрельчатыми арками».

По мнению И. Сапожникова, «исконное имя мечети — мечеть Мухаммада», при этом он ссылается на работу Ф. Росетти, где сообщается, что села православной реайи и города Рени отдают часть своих доходов измаильской мечети, «посвященной пророку Магомету». Поэтому представляется аргументированным замечание М. Якубовича о том, что «название мечети могло быть связано со спонсором или кем-то из местных „святых“ (аулья), но чтобы мечеть далеко от Медины так назвали — это очень сомнительно. То есть Мухаммад-Джами, „Мечеть Мухаммада“, но другого Мухаммада».

К моменту штурма Измаила войсками Суворова, в 1790 году, в городе имелось восемь мечетей. Часть из них была разрушена в ходе боевых действий. «Малая мечеть» была отдана под церковные нужды русских войск. По результатам Ясского мира (1791) Измаил был возвращен Османской империи. Город был заново отстроен. Но уже в ходе следующей Русско-турецкой войны (1806—1812 гг.) был снова взят, на этот раз войсками под командованием генерала А. Засса. После занятия русскими Измаила мечеть была превращена в Кресто-Воздвиженскую церковь. Еще в начале ХХ ст. при входе в алтарь находилась мраморная табличка, на которой было написано: «Святой храм сей во имя Воздвижения креста Господня освящен в 1810 году из мечети».

В настоящее время здание измаильской мечети является филиалом Музея Суворова и в нем размещается диорама «Штурм крепости Измаил».

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.