Члены Совета Безопасности ООН единогласно одобрили проект резолюции о мерах по защите культурного наследия от террористов и в условиях вооруженного конфликта. Выступая в поддержку документа 2347, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова назвала резолюцию «исторической».
— Целенаправленное уничтожение наследия является военным преступлением. Оно стало тактикой ведения войны, призванной расколоть общество в долгосрочной перспективе посредством стратегии культурной чистки. Именно поэтому защита культурного наследия — это не только вопрос культуры, это необходимое условие безопасности, неразрывно связанное с защитой жизни людей, — цитирует чиновницу Центр новостей ООН.
Она добавила, что с момента принятия Советом Безопасности ООН резолюции 2199 в 2015 году, запрещающей торговлю культурными ценностями Ирака и Сирии, предпринимаются усилия по перекрытию каналов финансирования террористов, поступающего от незаконной продажи культурных ценностей,
— В рамках глобального движения, инициированного ЮНЕСКО, около 50 стран усовершенствовали своё законодательство и обмениваются информацией и данными в целях ликвидации каналов незаконной торговли артефактами и содействия реституции культурных ценностей, — отметила Ирина Бокова.
Незаконная торговля культурными ценностями — один из источников дохода для террористов. Принятая 24 марта резолюция предусматривает введение санкций в отношении лиц и организаций, причастных к торговле ценностями с террористами, а также другие меры по борьбе с этим явлением.
На брифинге в Совете командующий корпусом итальянских карабинеров Фабрицио Паррулли представил последние данные о незаконном обороте культурных ценностей. Согласно этой информации, начиная c 1969 года, в рамках борьбы с финансированием преступной деятельности Вооружёнными силами Италии было изъято 800 тыс. артефактов.
Заметим, что в ноябре 2015 года народный депутат Украины Людмила Денисова во время выступления на Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) по борьбе с незаконным использованием культурного наследия в регионе, заявляла, что Россия вывозит ценные экспонаты из крымских музеев. Ранее она обнародовала информацию о вывозе в российский Эрмитаж коллекций из оккупированного Крыма, в том числе из «Херсонеса Таврического», Судака и Центрального музея Тавриды в Симферополе. Также особое беспокойство, по словам Людмилы Денисовой, вызывает инцидент, который произошел в ночь с 16 на 17 ноября 2015 года в Судаке, где обрушилась часть древней башни Генуэзской крепости.
— Наша страна жестко осуждает варварский захват и разграбление Российской Федерацией культурных, материальных и духовных исторических ценностей Украины, — отметила тогда народный депутат.
По данным украинского Минкульта, в музейных фондах аннексированного Россией Крыма, по состоянию на 1 января 2014 года, сохранялось 925 916 единиц музейных экспонатов, а в Севастополе — 321 444.
Также есть свидетельства того, что РФ разворовывает культурные ценности из крымских музеев. Как писал Коммерсант, в начале июня 2016 года в Лондоне на «русских торгах» аукционного дома Christie’s картина Ивана Айвазовского «Кораблекрушение» ушла с молотка за $228,2 тыс. — на момент оккупации Крыма Россией это полотно хранилось в Феодосийской галерее в Крыму.
О варварстве и невежестве оккупационных властей говорит и такой факт, что представитель оккупационных властей Крыма Сергей Меняйло в январе 2016 года распорядился заменить плитку на территории
Подписанное же
Гаагская конвенция, которая была ратифицирована и Украиной, и Россией, запрещает вывоз и эксплуатацию культурных объектов на оккупированных территориях и обязывает вернуть ценности, если они были оттуда вывезены.