Общеизвестно, что в Исламе существует запрет на отмечание праздников других религий. Этот тезис особенно часто цитируют представители различных направлений салафитского Ислама, которые рассматривают его в абсолютном смысле. Так, известный запрет «поздравлять» немусульман с их праздниками, «отмечать» их и др. Другой вопрос, что очень часто сложно объяснить, что на самом деле скрывается под термином «празднование». С «поздравлением», кажется, понятнее, потому что в некоторых поздравлениях есть вещи, которые противоречат исламскому вероучению. Например, мусульмане не признают идеи распятия и воскрешения Христа, поэтому традиционное пасхальное приветствие не имеет для них смысла. Но одно дело, когда мусульмане живут в чисто мусульманской среде, а другое — когда они сосуществуют с последователями других религий, когда они — соседи, коллеги, родственники и т. д. (это особенно актуально для новых мусульман). С одной стороны, адаб, мусульманская этика, призывает мусульманина быть улыбающимся и приветливым к другим людям, а с другой — запрещает какое-либо участие в «чужих праздниках». А что об этом говорили исламские ученые прошлых веков?
Прежде всего, следует выяснить, что праздник по-арабски — ид, а это означает «действие, к которому возвращаются», и однокоренные слова — адат («обычай»), авда («возвращение» и пр.). Очень часто в вопросах сохранения исламской идентичности ссылаются на выдающегося мусульманского ученого Таки ад-Дина ибн Таймию (1263–1328). Некоторые считают его едва ли не самым значимым авторитетом суннизма после сподвижников и первых имамов. Кто-то критикует, кто-то относится умеренно, но значимость его наследия отрицать сложно. Среди сотен его трудов известна и работа с красноречивым названием «Необходимость идти прямым путем с целью отличаться от людей, заслуживающих ада» (изд. Насира аль-Укля, Эр-Рияд: Мактаб Рушд). В ней, среди прочего, дискутируется вопрос о «праздниках» немусульман, рассмотренный в контексте шариатского запрета на «уподобление немусульманам» (согласно хадису, «кто уподобляется каким-то людям, тот относится к ним», Ахмад, Абу Давуд и др. — Авт.). Ибн Таймия, в частности, приводит восемь предостережений, почему такие поступки для мусульман — «запрещенные» и могут рассматриваться даже как «неверие». Коротко приведем их содержание.
Первое. Праздники считаются частью религиозных обрядов (манасик), а «уподобление» чужой религии неприемлемо.
Второе. В праздниках немусульман есть вещи, несоответствующие Исламу, поэтому даже приготовление пищи для них, специальную одежду и пр. следует считать как «нежелательные» и греховные (мункар) действия для мусульман.
Третье. Существует уподобление — и такое было в средневековом Дамаске, где жил Ибн Таймия, — некоторых мусульман христианам в праздновании окончания поста, что также неприемлемо, например, посещение могил в «чистый четверг» и др. Также Ибн Таймия приводит множество обычаев, принятых некоторыми мусульманами от последователей других религий, например, содержание специальных оберегов и др. Ибн Таймия пишет, что «основой для выделения таких дней является именно другая религия».
Четвертое. Мусульмане имеют свои праздники, поэтому нельзя отказываться от своего в пользу чужого.
Пятое. Отмечание «чужих праздников» превозносит другие религии, что также для мусульманина недопустимо.
Шестое. Традиции празднования в других религиях содержат то, что может быть «неверием» для мусульманина.
Седьмое. Мусульмане, отмечают праздники других религий, перенимают их обычаи — это также может в перспективе отвернуть от веры.
Восьмое. Совместное празднование «чужих праздников» заставляет мусульман отдавать предпочтение последователям других религий перед мусульманами.
Именно эти тезисы обоснованы средневековым автором, жившим в одном из поликонфессиональных городов исламского государства. И это даже не принимая во внимание достаточно толерантные отношения между представителями различных религий в Мамлюкском султанате, прежде всего — широкие права иудеев и христиан. Как видим, для сохранения исламской идентичности Ибн Таймия рассматривал «праздники» лишь как «дело религиозного поклонения», а «причастностью» к ним считал совместные «религиозные» обряды, специфические «религиозно обоснованные» традиции пищи, одежды и т. п.
Но здесь возникает вопрос. Если мусульманин, работающий в Украине, получает дополнительный выходной на Пасху или Рождество — государственные праздники — можно ли это считать «празднованием»? Или если человек в какой-то день недели, месяца, года совершает определенное дело, связанное со здоровьем, бытом, — да, это «повторяющееся действие», но можно ли назвать это «праздником», от которого предостерегал Ибн Таймия? По крайней мере, о таких случаях он не пишет, потому что речь не идет о «религиозно» мотивированных действиях самих мусульман.
Вместе с тем в настоящее время существует специфический тренд делать из определенных вещей еще более абсолютные, общие и бескомпромиссные выводы. Как быть с «гражданскими праздниками», такими как день независимости определенной страны, профессиональными праздниками, например, День работников радио, телевидения и связи, или памятными датами, днями, посвященными решению насущных проблем общества? Трудно в это поверить, но отдельные авторы фатв, растиражированных в интернете, даже всемирные дни борьбы с определенными болезнями считают «праздниками немусульман» — это вызывает удивление, потому что ни Коран, ни Сунна, ни ученые вроде Ибн Таймии этого прямо не запретили и запретить не могли. Если во Всемирный день охраны окружающей среды (международный день ООН, отмечается ежегодно 5 июня. — Ред.) мусульмане выйдут на экологическую акцию — может ли это быть основанием для их осуждения как «сторонников нововведения»? Если следовать логике Ибн Таймии, то наверно, нет, потому что это действие касается не религии (дин), а земной жизни (дунья). Например, мусульмане времен Ибн Таймии, занимавшиеся сельским хозяйством, имели свои циклы посева и сбора урожая, сформировавшиеся еще до ислама. Однако нет ни одной фатвы, которая приписывала бы арабам-мусульманам отличаться в этом вопросе от арабов-христиан, потому что здесь речь не идет о религии как таковой. Так же в современном мире: некая корпорация или правительственная организация, где работают и мусульмане, и христиане, и последователи других религий, может установить какой-то день для ежегодного общего собрания коллектива — неужели можно считать это «новшеством в религию» или «уподоблением неверным»? Конечно, если эта организация будет проводить мероприятие, где будет что-то, неприемлемое для мусульманина — дресс-код, открывающий аврат, празднование чужих религиозных праздников — это уже совсем другой вопрос.
Современные исламские богословы дают разные ответы. Известно, что религиозные авторитеты Саудовской Аравии, в частности «Комитет крупнейших ученых», не позволяют «праздновать» что-либо, кроме двух исламских праздников, однако довольно редко сами понятия «праздник», «празднование» становятся предметом уточнения, в чем очень нуждаются мусульмане в светских странах. Другие известные ученые, такие как Юсуф аль-Кардави и Сальман Ауда, несмотря на бесспорный запрет «праздновать» сугубо христианские или иные религиозные праздники, призывают рассудительно относиться к другим дням. Сальман Ауда негативно высказался о запрете «празднования» национальных праздников. Другой авторитет современности, известный маликитский ученый Абдалла бин Байя, член Европейского совета по фетвам и исследованиям, пишет: «Праздник независимости страны — это нерелигиозный праздник. Праздничные запрещенные дни — это религиозные, а не просто собрания, где люди вспоминают определенные события. Поэтому разрешено праздновать свадебные юбилеи, дни рождения или любое событие, не связанное с религиозными праздниками». Более того, по его мнению, осуждение участия мусульман в таких событиях — это попытка «запретить» то, что не запрещено Кораном и Сунной, и таким образом усложнить то, что следует упрощать.
Проблема заключается в том, что, прибегая к общему правилу «запрета празднования» (тахрим аль-ихтифаль), некоторые религиозные авторитеты не объясняют, как относиться к так называемым «гражданским праздникам», которые априори являются нерелигиозными и не считаются самыми мусульманами частью исламской религии. Поэтому в среде умеренных мусульман бытует мнение, что в вопросах, не касающихся соучастия в неисламских формах религиозности или введения в исламскую религию принципиально новых форм (специальных форм поклонения, «третьего» праздничного намаза и т. д.), следует избегать крайностей и исходить из оценки конкретных целей, стремлений и действий, а не проводить аналогий там, где им не место. Хочется верить, что мусульманские ученые стран ЕС и Европы, которые лучше других знакомы с положением мусульман в светских странах, будут активно объяснять эти сложные вопросы исламских доктрины и права.