О некоторых особенностях исламизации Золотой Орды в период правления Узбек-хана

Принятие ислама в Золотой Орде
Принятие ислама в Золотой Орде
Золотоордынский город
Золотоордынский город
Предметы быта и украшения периода Золото Орды
Предметы быта и украшения периода Золото Орды
Принятие ислама в Золотой Орде
Золотоордынский город
Предметы быта и украшения периода Золото Орды
05.08.2019
Оцените статью: 
(229 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Распад Монгольской империи, произошедший в 1260-е годы, поставил вопрос о национальной и религиозной идентичности, возникших на ее обломках в новых государствах.

В Улусе Джучи, где тюркский компонент был наиболее значительным по сравнению с другими частями империи, наметилась тенденция к исламизации государства. Короткое правление мусульманина Берке стало предвестником того, что Золотая Орда, рано или поздно, примет ислам.

После смерти Берке, не оставившем после себя духовных наследников, достаточно долгое время правили ханы, далекие от ислама. Лишь Туда-Менгу, (1282 — 1287), в период своего недолгого правления отдавал предпочтение мусульманам, но при этом он был непоследовательным в политических и религиозных предпочтениях, за что и поплатился, лишившись как власти, так и жизни.

Религиозная ситуация в Золотой Орде к моменту прихода к власти хана Узбека (ок. 1283 — 1341) была достаточно сложной. Правящая элита в религиозном плане оказалась расколотой, при этом лишь ее меньшинство поддерживало идею исламизации.

Значительная часть беев кочевых племен сохраняла приверженность языческим традициям. С другой стороны влиятельные слои городского населения, в первую очередь купечества и ремесленников, являвшихся, как правило, выходцами из мусульманских государств Средней Азии и Анатолии, активно поддерживали стремления нового хана к исламизации всех сторон жизни государства.

Борясь за торжество новой религии, Узбек достаточно толерантно относился к христианству. Уже в самом начале своего правления хан выдал ярлык киевскому митрополиту Петру, подтвердивший права и привилегии православной церкви. В XVI веке содержание документа было подвергнуто основательному редактированию, что не отменяет самого факта выдачи ярлыка.

В 1314 году Узбек-хан выдал ярлык монахам-францисканцам, который позволил вернуть католической церкви позиции, утраченные в период правления хана Тохты.

Ярлык, данный монахам-францисканцам, лишь недавно вошел в научный оборот. Он интересен тем, что уточняет ряд положений относительно религиозной политики, проводившейся администрацией хана Узбека.

В документе правитель Золотой Орды предоставляет католическим миссионерам право проповеди на всей территории своего государства.

«Силою вечного Бога и при полном одобрении великого божественного величества, мы, Узбек, вручаем эти наши слова: Обладающие этой привилегией латинские священники, которые зовут себя по собственному обыкновению меньшими братьями, дабы, именно, шествовали они с безмятежной душой, молясь Богу, верша благословение; привилегию, которую предоставил Кулук, наш родоначальник, как и его преемник, наш старший брат, император, мы также теперь даем в соответствии с теми же условиями; то есть привилегию, чтобы моля бога, рабы Христа, указанные латинские священники, ходили, преподавая многим христианский закон», — говорится в ярлыке хана Узбека.

Текст ярлыка закрепляет за католиками право экстерриториальности, когда иерархи церкви получили право на управление всем церковным имуществом и всеми верующими этой конфессии, находившимися на территории Золотой Орды.

«Дабы никто им не чинил насилия или притеснения, разрушая церковь или уничтожая их дома или местопребывания, но чтобы, сооружая церковь или колокола, они управляли людьми христианского закона, и дабы выходили к нам, чтобы донести о причинах прибытия [этих людей] издалека или из близи и сделать нам же письменный отчет, каким же образом мы им будем благоволить в милостях», — написано в ярлыке.

Стоит отметить, что ярлык появился вскоре после прибытия в Крым каталонского епископа Иеронима, которого папа римский Иоанн XXII назначил епископом города Кафы. Вероятно, именно энергичная деятельность этого епископа и сделала возможным факт появления «францисканского ярлыка».

Следует сказать несколько слов и об обстоятельствах, способствовавших успеху миссии францисканцев.

Предшественник Узбек-хана на золотоордынском престоле хан Тохта в последние годы своего правления отметился жесткой антикатолической политикой, проводимой силовыми методами. Он изгнал католиков из Крыма, разрушив их храмы. Однако это не остановило миссионеров, которые смогли добиться благосклонности правившего в Китае великого хана Кулука.

В условиях временного восстановления единства Монгольской империи, произошедшего в начале XIV века, хан Узбек не мог не считаться с этим фактом.

Появление ярлыка несколько диссонирует с другой информацией, вышедшей из недр ханской администрации в том же, 1314 году. Речь идет о визите послов хана Узбека к египетскому султану.

Согласно сообщению арабского историка ан-Нувайри, послы сообщили мамлюкскому правительству «о расширении ислама от Китая до крайних пределов западных государств». Кроме того, они заявили, что хан Узбек уничтожил всех противников новой веры.

Нет сомнений, что ордынские послы получили четкие инструкции, о том, в каких именно выражениях необходимо было подать информацию о принятии ислама Золотой Ордой.

Новое мусульманское государство должно было предстать в самом лучшем свете перед глазами своих мусульманских союзников. Именно поэтому послы стремились подать факт принятия ислама частью правящей элиты, как полную победу мусульман на всей территории Улуса Джучи.

Кроме того, информация посольства вступает в противоречие с другими историческими документами, в которых говорится, что сам хан Узбек принял ислам лишь через восемь лет после вступления на престол.

Сохранилось немного информации о той ожесточенной борьбе, которая велась в Золотой Орде вокруг ее религиозного самоопределения.

В изданном недавно поэтическом эпосе крымского имама Абу Бакра «Каландар-наме» рассказывается о гибели «от рук неверных» одного из ближайших сподвижников Узбек-хана эмира Тулак-Тимура, правителя Крымского улуса.

Тот же ан-Нувайри, характеризуя обстановку в Золотой Орде в период принятия ислама, писал: «В государстве его оставалась еще шайка людей, не исповедующих ислам…но он (Узбек-хан), воцарившись, представил им выбрать или вступление в мусульманскую религию, или войну. Они отказались (принять ислам) и вступили в бой. Он напал на них, обратил их в бегство и уничтожил посредством избиения и пленения».

Очевидно, путь Улуса Джучи к исламу был не прост. С одной стороны — покровительство христианам, которые не претендовали на религиозную монополию в государстве, а с другой стороны — бескомпромиссная борьба с язычниками, пытавшимися при помощи религии удержать власть в Золотой Орде.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.