Хорошо известно, что история крымскотатарской литературы началась задолго до возникновения Крымского ханства — в период, когда еще только шли процессы формирования самого крымскотатарского народа. Распад Монгольской империи и создание независимого тюркского государства, Золотой Орды, привел к тому, что Крымский полуостров стал одним из центров нового государства. Его уникальное географическое положение в сочетании с древней культурой сделали возможным возникновение своеобразной цивилизации, родившейся под сильным влиянием Ислама.
В начале XIV века Золотая Орда переживала кризис религиозной идентичности: отжившие формы тенгрианства мешали стать в один ряд с ведущими мусульманскими государствами Ближнего Востока. Хан Узбек (ок. 1283–1341), осознавая необходимость разрыва с языческим прошлым, пошел на радикальные меры, сделав Ислам государственной религией.
Золотая Орда, созданная после курултая в долине Талас в 1269 году, когда чингизиды разделили между собой наследие великого предка, стала прообразом глобалистического общества с богатыми культурными традициями и высокой степенью веротерпимости. В те времена наиболее сильными проводниками влияния были религия и торговля. Уникальный культурогенез на территории Улуса Джучи обладал собственной спецификой и динамично развивался на протяжении нескольких столетий. В новом государстве наряду с коренными тюркскими народностями Крыма и Приазовья жили сельджуки, персы, выходцы из балканских государств, славяне, армяне, грузины, евреи, греки, генуэзцы, венецианцы и многие другие.
Хан Узбек смог не только провести исламизацию Золотой Орды, но и привлек из других государств большое число мусульманских ученых. Некоторые из них поселились в Крыму, где к середине XIV века сложилось целое сообщество знатоков Корана, юристов, историков, писателей и философов. Особое место среди них занимал выходец из Анатолии Абу Бакр Каландар Руми.
До недавнего времени об Абу Бакре Каландаре было известно очень мало. В свое время о нем писал великий арабский путешественник и писатель Ибн Баттута, который в 1333 году посетил Крым и лично встречался с выдающимся исламским богословом. «Встретил я в этом городе <…> проповедника шафийского Абу Бакра, который проповедовал в соборной мечети, построенной в этом городе Мелик Насир — да будет над ним милосердие Аллаха!» — сообщает Ибн Баттута.
Проповедовать в соборной мечети мог только известный и уважаемый религиозный деятель, каким, очевидно, и был имам Абу Бакр. Он был членом суфийского тариката каландаров, который активно занимался проповедью Ислама на землях монголов. Сделать его проповедником соборной мечети мог только хан Узбек, что прямо свидетельствует о близости Абу Бакра Каландара к ханскому двору.
Известно, что родился Абу Бакр в городе Аксарай, в Анатолии. Об этом он сам упоминает в своем эпическом произведении «Каландар-наме», где после имени добавляет нисбу Аксарайи. О самом произведении Абу Бакра Каландара вплоть до 1966 года почти ничего не было известно.
Рукопись сочинения была выкуплена узбекскими учеными у частного лица в городе Намангане. Лишь недавно оно стало доступно научной общественности, благодаря сделанным на современные языки переводам. В настоящее время рукопись, известная в одном экземпляре, хранится в фондах Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан.
Книга Абу Бакра состоит из пяти томов. О том, что она была написана в Крыму, сообщает сам автор. «Четыре тома „Каландар-наме“ были написаны в период справедливого Узбек-хана, мир ему, в городе Крым, и этот (пятый том) был закончен в период султана Махмуда Джалал ад-Дина Джанибек-хана справедливого, да сделает Аллах его владения раем».
Из этого сообщения Абу Бакра Каландара можно сделать вывод, что работа над книгой продолжалась несколько десятилетий и была закончена лишь в правление сына хана Узбека — Джанибек-хана. Несмотря на то, что труд Каландара является богословским сочинением с изложением коранических сюжетов, очень большое место в нем уделено деятелям исламской культуры, религии и политики. Особый интерес представляют также уникальные сведения по истории Золотой Орды и Крыма.
Из книги Абу Бакра становится понятно, что процесс принятия Ислама населением Золотой Орды, вопреки общепринятому представлению, был достаточно длительным и непростым. В этом процессе суфийские тарикаты играли далеко не последнюю роль. Путь тех, кто выбрал Ислам, порой был весьма тернист. В одной из глав книги Абу Бакр рассказывает о сподвижнике Узбек-хана эмире Тулак-Тимуре:
В Крыму был один эмир душою чистый,
В изысканности лучше, чем проточная вода…
Этот Крым, благодаря его справедливости, стоял на ногах.
Справедливость и правосудие его целиком уместны были…
Был сведущ в шариате тот эмир,
В тарикате был духовным путником бесподобным,
В истине познавшим Истинного и наставником,
Даже лучше этого был тот эмир.
Вдруг, по приговору и предопределению [Аллаха],
Отвернулась от него удача во всем,
Обрекли на мученическую смерть его неверные
На вершине той горы огромной...
На страницах «Каландар-наме» Абу Бакр упоминает также великого тюркского поэта и просветителя XIII века Джалаледдина Руми, который поддерживал активные контакты с монгольской элитой, стремясь обратить ее в Ислам. Абу Бакр сообщает о шейхе Мухаммаде Илле, который тайно ездил к Чингизхану «наставлять его». Одна из глав книги посвящена легендарному суфийскому шейху Сары Салтук Баба — исламскому миссионеру, много лет прожившему в Крыму.
Имя его — Салтук, местом его была степь (дашт),
Опьянен он был вином, не вызывавшим похмелья…
Постоянно его знание об Истинном увеличивалось.
Часто ходил он на берег реки Туна (Дунай),
Благодаря святости своей освободил степь.
По своей сути произведение Абу Бакра Каландара является крымским поэтическим историко-религиозным эпосом, созданным под влиянием тюркских народов черноморского региона, который, без сомнения, должен вернуться на свою историческую родину, став достоянием крымскотатарского народа.
Александр Степанченко