Крымскотатарский народ на пути сохранения языка и культуры

1
По данным Министерства образования и науки, молодёжи и спорта АР Крым 8218 крымскотатарских школьников не изучают свой родной язык
09.01.2014
Оцените статью: 
(541 оценка)
oleg
Аватар пользователя oleg

«Учись, мое дитя, – будешь человеком» (татарская пословица)


Геноцид и трагедия крымскотатарского народа повлекли за собой критическую ситуацию в области изучения крымскотатарского языка. Пугающая статистика говорит, чт в Крыму имеются тысячи учеников-крымских татар при отсутствии школ на крымскотатарском языке обучения.

Драматизм ситуации заключается в том, что за годы депортации крымских татар, наряду с проблемой выживания народа как этноса, со всей остротой встала проблема исчезновения одного из тюркских языков мира. Сегодня мы воочию можем наблюдать тот факт, что подрастающее поколение плохо, а зачастую, и вовсе не владеет родным языком, и лишено возможности приобщения к многовековой духовной и национальной культуре.


Сегодня образование на крымскотатарском языке находится на стадии перехода от изучения родного языка к обучению на нем. По данным Министерства образования и науки, молодёжи и спорта АР Крым 8218 крымскотатарских школьников не изучают свой родной язык.


Руководитель управления Меджлиса крымскотатарского народа по вопросам образования на крымскотатарском языке Эмине Авамилева сообщает: «Всего в Крыму обучаются около 176 тысяч учеников. Из них на крымскотатарском языке обучаются 5,5 тысяч детей, причем, в крымскотатарских школах около 3 тысяч детей, а в школах с двумя или тремя языками обучения – 2,5 тысячи учеников. Всего крымскотатарский язык изучают 22,5 тысячи учеников. Как предмет, крымскотатарский язык изучают 16 тысяч, факультативно – 6,5 тысяч ребят, и лишь восемь человек изучают язык углубленно. Это статистические данные 2012 года, но, тем не менее, если в этом году цифра учащихся увеличилась, то в незначительной степени».


Также глава управления отметила, что на полуострове функционирует всего лишь 15 школ с крымскотатарским языком обучения, и те носят билингвальный характер.


Одна из самых главных проблем – это проблема образования. Руководитель по делам образования Эмине Авамилева рассказала, что не хватает учителей и нет учебной литературы: «Сейчас вы отдадите детей учиться, а через какое-то время начнутся проблемы: нет книг, нет учителей. Как учить детей?»


Интересно, что желание изучать крымскотатарский язык проявляют не только крымские татары, но и дети славянского происхождения. «Мне хочется изучать крымскотатарский язык и общаться со своими одноклассниками на их родном языке. Мои родители поддерживают меня. Мы вместе делаем домашнее задание, и вся моя семья вместе со мной учит крымскотатарский язык», – рассказывает Евгения К. ученица 3-ого класса.


Необходимо отметить, что проблемы языкового воспитания, обучения подрастающего поколения родному языку, подготовки высокопрофессиональных кадров в настоящее время являются чрезвычайно важными – без них немыслимо возрождение языка и национальной культуры, и они могут быть решены только в рамках государственной программы.


Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос статуса крымскотатарского языка в АР Крым, так как крымские татары не национальные меньшинства, а коренной народ Крыма. Кроме того, пока не будет утверждена Государственная программа развития образования на крымскотатарском языке и предусмотрено обязательное изучение языка и литературы как учебного предмета во всех школах в необходимом объеме – опасность исчезновения одного из тюркских языков всегда будет стоять перед коренным народом Крыма.


Эльзара Юнусова, Симферополь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.