Владимир Великий и ислам… Это нечто несовместимое и невообразимое для мысли и слуха. Одно лишь предположение о том, что Владимир мог быть мусульманином, для представителей православной конфессии граничит с кощунством. Возможно поэтому отечественные историки, которые как этнически, так и конфессионально являлись патриотами своего отечества и хранителями его духовной традиции, никогда не допускали обратного. К тому же традиционными источниками сведений о той эпохе являлись летописи, написанные православными монахами спустя полтора века.
Со временем образ Владимира как святителя Руси был канонизирован и причислен к лику святых угодников Божьих. А по вопросу, касающемуся его связи с мусульманской религией, среди отечественных авторитетов от исторической науки, будь то Карамзин или Татищев, Костомаров или Соловьев, Грушевский или Греков, Толочко или Рыбаков, и даже некогда «опальный» Гумелев, особых разногласий не было. Никто из них не подвергал сомнению историческую достоверность столетиями «накатанной» теории о выборе Владимиром Великим государственной религии. И только в 1992 г., в издании «Хроника 2000», известный тюрколог О. Прицак (заметим, что этот канадский ученый украинского происхождения независим от диктата авторитетных мнений в отечественной науке) опубликовал свою работу «Походження Русі», где он прямо говорит, что во время своего правления в Новгороде Владимир был мусульманином. А в 2000 г., в
«Во время своего новгородского правления Владимир принимает ислам, затем, в 988 г., он крестился и ввел на Руси христианство, а в 1014 г. булгарский каган склонил его вновь вернуться в ислам». При этом О.Прицак ссылается на работу арабского историка
В данной статье мы не опровергаем традиционный исторический взгляд на указанную проблему, а лишь даем краткий анализ отдельных моментов в истории Киевского государства времен Владимира Великого и его преемников, и на основании этого предлагаем «пищу» для дальнейших исследований.
Вековая традиция представляет Великого и Святого Владимира «Владимиром Красно Солнышко». Некоторые историки называют это время «былинным». По этому поводу известный классик украинской истории
Итак, о времени Владимира I из династии Рюриковичей и об его истории до нас дошли сведения только из монашеских летописей, и все, что связано с исламом, сохраниться не могло —
Так кем же
В те времена культурное влияние на Новгород с запада оказывала языческая Скандинавия, а с востока — Волжская Булгария с уже довольно развитой мусульманской культурой. О влиянии с востока летописи упомянуть не могли, ибо в средние века активизировалось противостояние между исламским и христианским миром. Мы не знаем, принял ли Владимир ислам при княжении в Новгороде, как утверждает О. Прицак, а можем лишь это предположить.
Однако версия о принятии Владимиром ислама не укладывается в рамки мусульманской догматики. С точки зрения мусульман, одна из основных несообразностей здесь была следующей: выйдя победителем в братоубийственной войне и став князем Киевским, Владимир провел первую религиозную реформу, дабы объединить племена вокруг Киева, и государственной религией стало язычество с идолом Перуном во главе. Но, быть может, это тоже ухищрения христианских летописцев более позднего времени? Быть может, они создали легенду, чтобы скрыть
Далее, общеизвестно, что Владимир боролся за власть в Киеве со старшим сыном Святослава Ярополком, который был христианином и возглавлял так называемую христианскую оппозицию, и в итоге потерпел поражение от варягов Владимира. Позже летописи укажут, что Владимир в «благодарность» варягам за помощь в династической войне отправляет их на службу к византийскому императору, даже не заплатив им за взятие Киева. Однако здесь опять нестыковка фактов. Итак, когда Владимир стал единоличным правителем Руси, то варяги ему уже не были нужны, и он отправил их в «греческую землю». Тогда зачем ему религиозная реформа, поставившая во главе языческого пантеона Перуна — идола скандинавского происхождения?! Ведь для удержания власти необходимо нечто другое: сила и популярность. Силу свою он доказал, а вот с популярностью дело обстояло плохо! Как утверждает Л. Гумелев, эта реформа была направлена именно на обретение такой популярности. Но какая тут популярность, если Перун требовал человеческих жертв из числа киевлян,
Продолжая далее нашу тему, вспомним хронологию исторических дат: в 985 г. произошла война с Волжской Булгарией. Любопытно, что некоторые историки считают ее неудачной для киевского князя, хотя после договора с волжанами Владимир женился на булгарской принцессе, правнучке царя Алмуша. Этот царь еще в 922 г. сделал ислам своей государственной религией, уже успевшей глубоко укорениться как среди простого народа Волжской Булгарии, так и ее правящих кругов. Все вроде бы нормально, да вот только согласно мусульманской религии нельзя выдавать замуж мусульманку за немусульманина, тем более за язычника. Отсюда следует такой вопрос: Какие соображения могли заставить булгарского кагана Муэмина II выдать свою дочь за язычника? Этот момент заставляет задуматься о достоверности сообщения
Факты о булгарской принцессе (жене Владимира) и их «любимых чадах» Борисе и Глебе позволяют предположить (но не утверждать наверняка), что к концу жизни Владимир мог сменить свои религиозные воззрения в пользу ислама. Мы не перестаем повторять, что информацию о политической жизни «былинного времени» отечественная историческая наука «черпала» исключительно из церковных летописей, а первые летописцы были самыми образованными людьми своего времени и отображали историю так, как им хотелось ее передать своим потомкам.
При ближайших потомках Владимира религиозная жизнь активизировалась. Это было время возведения здания национальной церкви, основания которого заложили видные религиозные деятели Киевского государства: первый славянский митрополит Илларион, «великий Никон» и преподобные Антоний и Феодосий. Из советских пособий по истории мы узнаем, что во времена написания летописи христианство еще не успело одержать полную победу на территории этой шаткой конфедерации восточнославянских племен, ибо даже в середине XII века в некоторых частях государства вспыхивали восстания, где жертвами народного возмущения нередко являлись православные священники. Поэтому долг православного книжника заключался не столько в достоверности передаваемого (пусть даже с предвзятостью) фактического материала, сколько в доказательстве истинности своего вероисповедания.
Представим, что к православному монаху XII века попадает летопись предыдущих летописцев, где сказано, что Святой Владимир в конце жизни стал мусульманином. Какие действия он предпримет? Понятно, что если не сам исправит, то посоветуется со своим авторитетными начальством, и в итоге
Но вернемся к последним годам жизни Владимира. Если ссылаться на публикацию А.Железного в
Также известно, что перед смертью Владимир хотел привести к покорности своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде и отказавшегося платить дань Киеву. А его сын Борис возглавил киевское войско в печенежском походе. Таким образом, Борис и Глеб, любимые сыновья Владимира и дети булгарской принцессы, были единственными сторонниками отца. Личности этих детей овеяны тайной и славой первых русских святых. Однако несомненно одно — они являются внуками мусульманского царя Муэмина II, правителя Волжской Булгарии, то есть детьми мусульманки, которая, скорее всего, воспитала их в своей традиции, ибо у Владимира было много детей и их воспитанием он не занимался. Итак, они вполне могли быть мусульманами и сторонниками отца в его религиозном решении стать мусульманином. Но обоих вероломно убил их старший брат Святополк (
Греческие митрополиты долго и решительно противились канонизации первых русских святых — Владимира, Бориса и Глеба. Возможно, что сопротивление византийских церковных иерархов проистекало от неуверенности греков в конфессиональной принадлежности этих древнерусских князей.
В конце статьи хочется еще раз напомнить, что мы намеревались взглянуть на личность Владимира Великого и его отношение к мусульманской религии под альтернативным углом — основываясь на сведениях
Рустам Джабаров, историк
Газета «Арраид» (08–09 (67–68) 2004)