Сегодня мы говорим об относительно новой сфере медицины, дающей надежду на спасение тысяч и тысяч жизней больных, ранее обреченных на смерть. Это — трансплантология, отрасль медицинской науки, которая изучает все, что связано с пересадкой органов, тканей или их искусственных заменителей.
Как говорит «всезнающий» интернет, в этом вопросе, кроме медицинского, существуют не менее важные аспекты: экономический и юридический. При этом о
Тем не менее вокруг трансплантологии, называемой «надеждой человечества», во всем мире витает множество не всегда достоверной информации, по этому поводу высказываются самые различные, порой полярные мнения… И все же трансплантология развивается, несмотря на препятствия — это и растущий дефицит доноров, вполне реальный риск развития криминального бизнеса — торговли органами
В Украине сегодня доминирует трансплантация органов от живого родственного донора — по социальным причинам. Как свидетельствуют социологические опросы, большинство наших граждан не готовы стать донорами: ни при жизни, ни после своей кончины. А практика подтверждает — в 9 из 10 случаев родственники умершего не соглашаются предоставить его органы для спасения чужой жизни. Еще на этапе принятия Закона о трансплантации в 1999 году в нем было заложено презумпцию несогласия, которая вроде бы отвечала настроениям и исключала торговлю органами и другие злоупотребления. Предвзятость общества в этом вопросе еще более подогревается активной коммерциализацией медицины и «страшилками» в прессе. В то время, как в развитых странах над трансплантологией формируется ореол героизма, Украиной бродят привидения «черной трансплантологии». Аргументы о том, что в нашей стране не только «черную», но и обычную трансплантацию организовать трудно, не работают против страха обывателей стать жертвами.
Сегодня вновь поднимается вопрос внесения изменений в закон — на сей раз проблему дефицита доноров пытаются решить внедрением «презумпции согласия», когда каждый из нас при отсутствии официально оформленного запрета на изъятие после смерти органов из своего тела, автоматически становится донором — и ничьи разрешения врачам для этого нужны не будут.
Вопрос о позиции Ислама относительно донорства вообще и посмертного в частности мы задали муфтию Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейху Саиду Исмагилову:
— У нас есть фатвы, которые касаются органов вообще и донорства в частности. Замечу, что это — молодой аспект богословия, потому что в прошлом это (донорство, пересадка органов — ред.) было невозможно. — сказал Саид хазрат, — Говоря о возможности посмертного изъятия органов для последующей трансплантации и о законодательных инициативах касаемо так называемой «презумпции согласия», хочу напомнить следующее: первая базовая позиция, на которой стоит Ислам — это то, что к человеку после его смерти нужно относиться так же, как относились к человеку при его жизни. Покойника нужно хоронить с уважением к его достоинству, бережно относясь к его телу: не ломая и не повреждая костей, не нанося урон внешнему виду. И даже у нас, у мусульман, омовение тела покойного производится чистой и теплой водой, как если бы мы купали младенца. Таким образом, проявляется естественное уважение человека к человеку.
Вообще, донорство — это достаточно сложный вопрос. Если говорить о донорстве крови, то оно при определенных аспектах в Исламе разрешено, потому что кровь — это возобновляемый элемент тела человека. Что касается донорства органов, то ссылаясь на фетву шейха Мухаммада Сиддыка (и этот же вопрос разъяснял и шейх Ахмад Кути), можно утверждать: трансплантация органов в Исламе разрешена, если она совершается в рамках, определенных шариатом и совершается в рамках таких правил: донор должен быть в здравом уме, взрослым — не моложе 21 года; он должен быть донором по своему желанию, а не про принуждению. Орган, который при этом изымается у человека, не должен быть таким, от которого зависит его здоровье или жизнь. Также запрещена трансплантация половых органов.
Что касается умершего донора, то,
Третье условие — этот орган или ткань по медицинским показаниям должны быть призваны сохранить или поддержать жизнь другого человека. Орган должен быть извлечен у покойного сразу же после его смерти.
Шейх Саид, Вы сказали, что родственники не должны «распродавать органы умершего». Насколько мне известно, и при жизни мусульманин не имеет права быть платным донором…
— В Исламе вообще нельзя быть донором за деньги. Но в жизни бывают разные ситуации: например, умерший — мусульманин, а его родственники — нет. На последователей других религий или атеистов правила Ислама не распространяются. Мы можем им сказать: «Вы не имеете права», а они также могут возразить: «Мы — не мусульмане и не придерживаемся вашего закона». Как здесь быть? Тут действительно возникает очень много вопросов.
А если произошла катастрофа, в которой погиб человек, при котором нет документов, и неизвестно, где искать его родственников, но его органы, по мнению врачей, могут спасти
— Если речь идет об изъятии органов у жертв катастроф, личности которых не установлены, то это возможно только по решению суда.
Шейх Саид, как вы думаете, может быть, государству стоит пойти не по пути навязывания непопулярных законов, а обратится к представителям всех религиозных организаций с просьбой уделить внимание разъяснению необходимости делиться частичкой себя для спасения жизней других людей? Или же это будет восприниматься, как своего рода принуждение?
— Разъяснительная работа должна быть, но решения навязывать нельзя, человек должен добровольно решать, становиться ему донором или нет.
А что вы думаете об обсуждаемой нынче «презумпции согласия»? Ведь это, насколько я понимаю, вступает в противоречие с нормами шариатского права, с Исламом — будут ли со стороны исламских организаций
— Я не знаю, имеет ли государство моральное право распоряжаться телами своих граждан, ведь это институт, который не дарует нам жизнь (жизнь дает Господь Бог и родители). Мне кажется, что подобный законопроект, сколь бы красиво он не обосновывал, не оправдывал цель, с которой создается — нарушает права человека, в том числе и его право на неприкосновенность. Поэтому, думаю, если закон будет приниматься, то
На Ваш взгляд, не спровоцирует ли такой закон оживление в криминальном бизнесе — «черной трансплантологии»? Или же наоборот — с принятием закона усилиться контроль и процедура посмертного изъятия донорских органов станет более прозрачной и ограничит возможности преступников? Позволяет ли вообще
— Есть серьезные подозрения, что это и сейчас существует… Не исключено, что может существовать такая вот форма торговли человеческими органами.
Я думаю, что государство, учитывая мнение религиозных конфессий, должно очень хорошо и взвешенно оценить все за и против, предусмотреть вероятность злоупотреблений, учесть интересы каждого гражданина, прежде чем принимать подобные законы. И государство должно при этом обязательно учитывать
Интересно, что в своём видении проблемы донорства (в том числе и посмертного) для трансплантации представители большинства разных церквей и религий едины.
В частности, как ответили нашему корреспонденту в парафии Св. Антония из Падуи (
В Евангелии говорится: «нет большей любви, чем кто свою жизнь отдает за друзей» — но при условии, что должно быть согласие донора и все сделано с учетом требований морали и этики. Бизнес же на донорстве недопустим, на это Католическая Церковь согласия не дает, так как добро не должно и не может порождать зло.
В выпуске одной из телепередач канала «СТБ» не так давно обсуждалась данная проблема, в студии среди экспертов присутствовал и архимандрит Лаврентий (Живчик), благочинный Михайловского Златоверхого собора (УПЦ КП), заявивший и о позиции Украинской православной церкви (Киевский патриархат), и о своей личной позиции, при этом подчеркнул обязательность осознанного добровольного согласия потенциального донора.
— Если у человека действительно есть искренняя готовность самопожертвования, то ничего нас не остановит. У церкви четкая позиция — то, что мы можем использовать органы человека, который умер, для спасения жизни другого человека — вне сомнений.
Сергей Иванов, священник УПЦ МП (храм Косьмы и Дамиана при Днепропетровской областной больнице имени Мечникова), в программе «Наживо» местного телеканала также заявил, что православная церковь положительно относится к трансплантации органов. Отвечая на вопрос ведущей, интересовавшейся религиозным и
С изданной шейхом Ахмадом Кути фатвой о трансплантации человеческих органов, о которой упомянул в интервью муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов, можно ознакомиться на сайте Ислам для всех.
Также напомним, что Европейский совет по фатвам и исследованиям принял соответствующее постановление, подтвердившее решение об использовании органов живых или мертвых людей, принятое Международной исламской юридической академией в Mекке (при Всемирной мусульманской лиге) № 26 (¼), и постановление Международной исламской юридической академии в Джидде, (при Всемирной мусульманской организации). С этим постановлением, где подробно даны определения и классификации запретного и разрешенного в сфере трансплантации с точки зрения Ислама, можно ознакомиться на сайте Ислам для всех.