Исмагилов: спасение жизни в Исламе — это одна из величайших ценностей

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Исмагилов: спасение жизни в Исламе — это одна из величайших ценностей
Позиции Ислама относительно донорства
О позиции Ислама относительно донорства мы спросили муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейха Саида Исмагилова
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Позиции Ислама относительно донорства
18.08.2015
Оцените статью: 
(467 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Сегодня мы говорим об относительно новой сфере медицины, дающей надежду на спасение тысяч и тысяч жизней больных, ранее обреченных на смерть. Это  трансплантология, отрасль медицинской науки, которая изучает все, что связано с пересадкой органов, тканей или их искусственных заменителей.

Как говорит «всезнающий» интернет, в этом вопросе, кроме медицинского, существуют не менее важные аспекты: экономический и юридический. При этом о морально-нравственной, этической стороне взаимоотношений между врачом, донором, реципиентом и отношением к этому в обществе всемирная сеть в коротенькой вики-справке не упоминает.

Тем не менее вокруг трансплантологии, называемой «надеждой человечества», во всем мире витает множество не всегда достоверной информации, по этому поводу высказываются самые различные, порой полярные мнения И все же трансплантология развивается, несмотря на препятствия  это и растущий дефицит доноров, вполне реальный риск развития криминального бизнеса  торговли органами и т. д. Эти проблемы общие для всего мира, однако в Украине их намного больше. Финансово-экономические трудности, пробелы в законодательстве, предвзятое отношение большей части общества к донорству органов, недоверие к официальной медицине, слухи о «черных трансплантологах» не могут не сказаться негативно на этом разделе медицинской науки и практики. И это при том, что потребность в трансплантации органов в Украине постоянно растет  более двух с половиной тысяч украинцев ежегодно нуждаются в пересадке почки, более тысячи ждут сердца (а это возможно только при посмертном донорстве), более полутысячи нуждаются в пересадке печени  а дожидаются всего лишь единицы. Этому способствует не отсутствие такого явления, как согласие человека в случае своей смерти на изъятие органов для пересадки другому человеку. Без этого  или без согласия родственников умершего  изымать ткани или органы запрещено законом.

В Украине сегодня доминирует трансплантация органов от живого родственного донора  по социальным причинам. Как свидетельствуют социологические опросы, большинство наших граждан не готовы стать донорами: ни при жизни, ни после своей кончины. А практика подтверждает  в 9 из 10 случаев родственники умершего не соглашаются предоставить его органы для спасения чужой жизни. Еще на этапе принятия Закона о трансплантации в 1999 году в нем было заложено презумпцию несогласия, которая вроде бы отвечала настроениям и исключала торговлю органами и другие злоупотребления. Предвзятость общества в этом вопросе еще более подогревается активной коммерциализацией медицины и «страшилками» в прессе. В то время, как в развитых странах над трансплантологией формируется ореол героизма, Украиной бродят привидения «черной трансплантологии». Аргументы о том, что в нашей стране не только «черную», но и обычную трансплантацию организовать трудно, не работают против страха обывателей стать жертвами.

Сегодня вновь поднимается вопрос внесения изменений в закон  на сей раз проблему дефицита доноров пытаются решить внедрением «презумпции согласия», когда каждый из нас при отсутствии официально оформленного запрета на изъятие после смерти органов из своего тела, автоматически становится донором  и ничьи разрешения врачам для этого нужны не будут.

Вопрос о позиции Ислама относительно донорства вообще и посмертного в частности мы задали муфтию Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейху Саиду Исмагилову:

 У нас есть фатвы, которые касаются органов вообще и донорства в частности. Замечу, что это  молодой аспект богословия, потому что в прошлом это (донорство, пересадка органов  ред.) было невозможно.  сказал Саид хазрат,  Говоря о возможности посмертного изъятия органов для последующей трансплантации и о законодательных инициативах касаемо так называемой «презумпции согласия», хочу напомнить следующее: первая базовая позиция, на которой стоит Ислам  это то, что к человеку после его смерти нужно относиться так же, как относились к человеку при его жизни. Покойника нужно хоронить с уважением к его достоинству, бережно относясь к его телу: не ломая и не повреждая костей, не нанося урон внешнему виду. И даже у нас, у мусульман, омовение тела покойного производится чистой и теплой водой, как если бы мы купали младенца. Таким образом, проявляется естественное уважение человека к человеку.

Вообще, донорство  это достаточно сложный вопрос. Если говорить о донорстве крови, то оно при определенных аспектах в Исламе разрешено, потому что кровь  это возобновляемый элемент тела человека. Что касается донорства органов, то ссылаясь на фетву шейха Мухаммада Сиддыка (и этот же вопрос разъяснял и шейх Ахмад Кути), можно утверждать: трансплантация органов в Исламе разрешена, если она совершается в рамках, определенных шариатом и совершается в рамках таких правил: донор должен быть в здравом уме, взрослым  не моложе 21 года; он должен быть донором по своему желанию, а не про принуждению. Орган, который при этом изымается у человека, не должен быть таким, от которого зависит его здоровье или жизнь. Также запрещена трансплантация половых органов.

Что касается умершего донора, то, во-первых, при жизни необходимо получить от него разрешение. Если же согласие потенциального донора не было получено, то в качестве исключения для спасения жизни другого человека могут дать согласие его ближайшие родственники, которые уполномочены принимать такое решение от его имени. Но это касается той ситуации, когда вопрос изъятия органа актуален в данный момент: есть человек, которому для спасения его жизни необходима пересадка органа.

Третье условие  этот орган или ткань по медицинским показаниям должны быть призваны сохранить или поддержать жизнь другого человека. Орган должен быть извлечен у покойного сразу же после его смерти.

Шейх Саид, Вы сказали, что родственники не должны «распродавать органы умершего». Насколько мне известно, и при жизни мусульманин не имеет права быть платным донором

 В Исламе вообще нельзя быть донором за деньги. Но в жизни бывают разные ситуации: например, умерший  мусульманин, а его родственники  нет. На последователей других религий или атеистов правила Ислама не распространяются. Мы можем им сказать: «Вы не имеете права», а они также могут возразить: «Мы  не мусульмане и не придерживаемся вашего закона». Как здесь быть? Тут действительно возникает очень много вопросов.

А если произошла катастрофа, в которой погиб человек, при котором нет документов, и неизвестно, где искать его родственников, но его органы, по мнению врачей, могут спасти чью-то жизнь?

 Если речь идет об изъятии органов у жертв катастроф, личности которых не установлены, то это возможно только по решению суда.

Шейх Саид, как вы думаете, может быть, государству стоит пойти не по пути навязывания непопулярных законов, а обратится к представителям всех религиозных организаций с просьбой уделить внимание разъяснению необходимости делиться частичкой себя для спасения жизней других людей? Или же это будет восприниматься, как своего рода принуждение?

 Разъяснительная работа должна быть, но решения навязывать нельзя, человек должен добровольно решать, становиться ему донором или нет.

А что вы думаете об обсуждаемой нынче «презумпции согласия»? Ведь это, насколько я понимаю, вступает в противоречие с нормами шариатского права, с Исламом  будут ли со стороны исламских организаций какие-то заявления, требования о внесении каких-то поправок и изменений в законопроект?

 Я не знаю, имеет ли государство моральное право распоряжаться телами своих граждан, ведь это институт, который не дарует нам жизнь (жизнь дает Господь Бог и родители). Мне кажется, что подобный законопроект, сколь бы красиво он не обосновывал, не оправдывал цель, с которой создается  нарушает права человека, в том числе и его право на неприкосновенность. Поэтому, думаю, если закон будет приниматься, то все-таки с рекомендациями Ислама: если сам человек или его ближайшие родственники согласны на донорство  тогда можно.

На Ваш взгляд, не спровоцирует ли такой закон оживление в криминальном бизнесе  «черной трансплантологии»? Или же наоборот  с принятием закона усилиться контроль и процедура посмертного изъятия донорских органов станет более прозрачной и ограничит возможности преступников? Позволяет ли вообще морально-этическое состояние социума, общий уровень нравственности принимать такие законы?

 Есть серьезные подозрения, что это и сейчас существует Не исключено, что может существовать такая вот форма торговли человеческими органами.

Я думаю, что государство, учитывая мнение религиозных конфессий, должно очень хорошо и взвешенно оценить все за и против, предусмотреть вероятность злоупотреблений, учесть интересы каждого гражданина, прежде чем принимать подобные законы. И государство должно при этом обязательно учитывать морально-нравственные учения религий, потому что на этих ценностях, собственно говоря, и базируется наша человеческая цивилизация,  подытожил беседу Саид Исмагилов.

Интересно, что в своём видении проблемы донорства (в том числе и посмертного) для трансплантации представители большинства разных церквей и религий едины.

В частности, как ответили нашему корреспонденту в парафии Св. Антония из Падуи (римско-католический костел), Католическая Церковь возможность трансплантации органов оценивает позитивно:

В Евангелии говорится: «нет большей любви, чем кто свою жизнь отдает за друзей»  но при условии, что должно быть согласие донора и все сделано с учетом требований морали и этики. Бизнес же на донорстве недопустим, на это Католическая Церковь согласия не дает, так как добро не должно и не может порождать зло.

В выпуске одной из телепередач канала «СТБ» не так давно обсуждалась данная проблема, в студии среди экспертов присутствовал и архимандрит Лаврентий (Живчик), благочинный Михайловского Златоверхого собора (УПЦ КП), заявивший и о позиции Украинской православной церкви (Киевский патриархат), и о своей личной позиции, при этом подчеркнул обязательность осознанного добровольного согласия потенциального донора.

 Если у человека действительно есть искренняя готовность самопожертвования, то ничего нас не остановит. У церкви четкая позиция  то, что мы можем использовать органы человека, который умер, для спасения жизни другого человека  вне сомнений.

Сергей Иванов, священник УПЦ МП (храм Косьмы и Дамиана при Днепропетровской областной больнице имени Мечникова), в программе «Наживо» местного телеканала также заявил, что православная церковь положительно относится к трансплантации органов. Отвечая на вопрос ведущей, интересовавшейся религиозным и морально-этическим аспектами данной проблемы, он заметил, что в вопросах посмертной трансплантации не обойтись либо без прижизненного согласия самого донора, либо без согласия его родственников, ибо в случае законодательно прописанной «презумпции согласия» возможны непредвиденные последствия, порожденные недоверием между врачом, пациентом и родственниками умершего больного  вплоть до актов самосуда над врачом, изъявшим органы.

С изданной шейхом Ахмадом Кути фатвой о трансплантации человеческих органов, о которой упомянул в интервью муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов, можно ознакомиться на сайте Ислам для всех.

Также напомним, что Европейский совет по фатвам и исследованиям принял соответствующее постановление, подтвердившее решение об использовании органов живых или мертвых людей, принятое Международной исламской юридической академией в Mекке (при Всемирной мусульманской лиге)  26 (¼), и постановление Международной исламской юридической академии в Джидде, (при Всемирной мусульманской организации). С этим постановлением, где подробно даны определения и классификации запретного и разрешенного в сфере трансплантации с точки зрения Ислама, можно ознакомиться на сайте Ислам для всех.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.