В начале октября в Киеве состоялся двухдневный семинар по международному гуманитарному праву (МГП) для капелланов.
Среди лиц-священников различных церквей и религиозных организаций, которые оказывают духовную поддержку военнослужащим и некомбатантам в украинском войске и обеспечивают их религиозные потребности, свои знания по МГП углублял имам-капеллан Управление военного капелланства мусульман Украины Мухаммад Али.
Выбирая целевую аудиторию, организаторы мероприятия руководствовались ролью и высокой миссией капелланов, которые осуществляют духовное служение, направленное на поддержку военных на передовой. Ведь именно они находятся бок о бок с бойцами в «горячих точках» и не только духовно поддерживают их, совершают обряды, но и нередко облегчают страдания гражданского населения, которое фактически оказалось на линии фронта.
К проведению лекций были приглашены советник президента Общества Красного Креста Украины по международному гуманитарному праву, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Национального авиационного университета Тимур Короткий, другие члены общества, а также особый гость — специалист по международному праву и Постоянный Представитель Президента Украины в АР Крым Антон Кориневич.
Как рассказал в беседе с корреспондентом нашего издания участник семинара имам-капеллан Управления военного капелланства мусульман Украины Мухаммад Али, мероприятие организовано и проведено на высоком уровне.
«Отмечу, что этот семинар был организован и проведен на высоком уровне, — говорит имам Мухаммад Али. — Было много полезной информации, исчерпывающих, содержательных комментариев и разъяснений по определенным положениям МГП. Мы получили исчерпывающие рекомендации по действиям капеллана в тех или иных обстоятельствах и условиях; путям построения отношений с командованием подразделений, в которых проводится капелланское служение; ознакомились с информацией об особенностях сочетания принципов Международного гуманитарного права с морально-этическими принципами вероучений и тому подобное. Ознакомились с опытом функционирования института капелланства в других странах. Собственно, мы, как капелланы, удовлетворяем не только духовные потребности военнослужащих, но и проводим среди личного состава частей и подразделений соответствующую работу, ведем просветительскую работу не только в духовном, но и в общечеловеческом, гуманитарном направлениях, иногда перебирая на себя функции психолога — чтобы человек, который воюет, не терял человеческий облик и нравственные ориентиры. Собственно, Международное гуманитарное право органично соотносится с принципами ислама».
По словам нашего собеседника, во время семинара капелланы пытались сформулировать немало вопросов, ответы на которые имеют для них большое значение. Кроме собственно МГП, присутствующих интересовали вопросы статуса капелланов в армии, их прав, обязанностей с точки зрения командования и действующего законодательства; нормативно-правового обеспечения вопросов социальной защиты капелланов (в частности гарантий для капеллана и членов его семьи в случае его ранения или гибели в зоне боевых действий, если капеллан не является их участником).
Интересовались капелланы и такими моментами, как перспективы нормализации большей самостоятельности капелланов в принятии решений о целесообразности своего присутствия в том или ином подразделении (особенно это касается капелланов, представляющих интересы военнослужащих, принадлежащих к религиозным меньшинствам).
«Естественно, что подавляющее большинство военнослужащих относят себя к тем или иным христианским церквям, и недавно принятые решения по «приписке» христианских священников к определенной части оправданы с точки зрения обеспечения духовных и религиозных потребностей именно христиан — православных, греко или римо- католиков, протестантов. Но небольшие по численности паствы церкви и религиозные организации, прихожане которых не представлены в той или иной части или подразделении в большом количестве, не могут позволить себе отправить по капеллану в каждое такое подразделение. Ведь — как это мы видим на примере мусульман — процент последователей ислама в армии примерно такой же, как и в гражданском населении, и имам-капеллан должен быть более мобильным, иметь возможность в течение короткого времени посещать разные подразделения войска, чтобы предоставить духовную поддержку единоверцу, провести с ним общий намаз или — это война, где случаются и трагические случаи — прочитать дженазе и предать тело погибшего брата земле по мусульманскому обряду. То есть, в случае имамов-капелланов «приписка» к определенной части с жестким подчинением командованию именно этого подразделения со всеми последствиями ограничивает возможность имама-капеллана оперативно и адекватно реагировать на потребности единоверцев, которые «разбросаны» по разным частям. Ведь каждый раз надо будет проходить определенную процедуру — подавать рапорт о необходимости покинуть часть, получать разрешение на выезд из места расположения части и т.д.», — разъясняет имам Мухаммад Али.
Пока, как рассказал имам, мусульманские капелланы действуют так же, как начинали с самого начала войны на Востоке — осуществляют свое капелланское служение как волонтеры, не имея никаких социальных гарантий на случай ранения или гибели в зоне боевых действий. Поэтому и эти вопросы поднимались во время семинара, тем более что они являются общими для многих церквей. Участники семинара делились своим видением решения этой проблемы, говорили о необходимости разработки проектов соответствующих законов, подзаконных актов или ведомственных решений и приказов, которые целесообразно было бы представить на рассмотрение компетентных органов власти, в частности Минобороны и высшего руководства различных родов войск.
По словам господина Али, подобные семинары — полезны еще и с точки зрения более тесной коммуникации и налаживания профессиональных и личностных отношений с капелланами разных церквей.
Как сообщил имам-капеллан, подобные семинары и конференции для капелланов будут проводиться регулярно с целью содействия повышению уровня их знаний и укреплению связей между представителями разных церквей и религиозных организаций.
Напомним, что в мае 2016 года имамы-капелланы Управления Военного капелланства мусульман Украины участвовали в Международной научно-практической конференции «Военное капелланство в Украине: итоги первого этапа институционализации (2014-2015 гг.)».
Также напоминаем, что и Национальная гвардия Украины, ставшая первым военным формированием, где официально ввели институт капелланства, в июле 2017 года организовала и провела для капелланов многодневный тренинг духовной стойкости «Не сдавайся», , во время которого, кроме теоретических занятий, священников учили основам тактической медицины и взаимодействия психологов и капелланов во время выполнения гвардейцами боевых задач в экстремальных условиях.