Украинцы в онлайн-режиме говорили о том, станут ли мусульманские праздники государственными

Украинцы в онлайн-режиме говорили о том, станут ли мусульманские праздники государственными
Украинцы в онлайн-режиме говорили о том, станут ли мусульманские праздники государственными
23.06.2020
Оцените статью: 
(71 оценка)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Украинские граждане разных национальностей и вероисповедания 24 июня приняли участие в онлайн-обсуждении намерения президента Украины предоставить мусульманским праздникам статус государственных. Еще в мае на встрече с представителями крымскотатарского народа президент озвучил намерение сделать два главных мусульманских праздника, Ураза-байрам и Курбан-байрам, государственными. И хотя украинский парламент еще не подготовил соответствующий законопроект, новость об инициативе облетела весь мусульманский мир. Озвученная Владимиром Зеленским идея не оставила равнодушными ни последователей Ислама, ни людей с другими мировоззренческими позициями: в соцсетях можно встретить мысли pro et contra — последние иногда с достаточно контроверсионной аргументацией, а часто сугубо эмоциональны, вовсе без каких-либо доводов. Поэтому возникла необходимость организовать обсуждение этого вопроса с широким кругом граждан.

24 июня, в среду, на фейсбук-странице «Ислам в Украине» состоялось организованное ДУМУ «Умма», Украинским центром исламоведческих исследований (Киев) и Центром исламоведческих исследований НУ «Острожская академия» онлайн-обсуждение вопроса: станут ли мусульманские праздники государственными в Украине? Участники встречи подняли и другие вопросы: как отмечают знаменательные даты и исламские праздники в странах, где проживают мусульмане, и как это происходит в странах Запада; как определяются даты начала и завершения месяца Рамадан; существуют ли подобные инициативы (сделать мусульманские праздники выходными. — Ред.) в странах Европы и др.

Основным спикером онлайн-конференции был известный украинский ученый — востоковед, историк, доцент НУ «Острожская академия», автор первого в мире прямого перевода Корана на украинский с языка оригинала Михаил Якубович; модерировал обсуждение журналист Дилявер Саидахметов.

— Заявление президента Зеленского о предоставлении статуса государственных мусульманским праздникам прозвучала в мае и вызвала бурное обсуждение не только в мусульманской среде, но и вне ее. Совсем скоро, чуть больше месяца осталось до наступления великого мусульманского праздника Ид аль-Адха, или Курбан-Байрам, — отметил во вступительном слове Дилявер Саидахметов. — Пока мусульманские праздники в Украине государственными не признаны, но процесс идет, мы ждем результатов. Но, как выяснилось, этот вопрос косвенно затрагивает большой круг сфер, скажем так. И вот сегодня часть из этих аспектов мы бы хотели обсудить у нас в прямом эфире вместе с украинским исламоведом, ученым, переводчиком Корана на украинский язык Михаилом Якубовичем.

Перед тем, как начать профессиональное обсуждение с Михаилом Якубовичем с участием всех, кто присоединился, ведущий попросил основного спикера выразить личное мнение — не скак ученого, а как обычного гражданина Украины, — насколько сейчас актуален и важен для мусульманской общины вопрос признания на государственном уровне мусульманских праздников.

Как отметил ученый, новость о намерении предоставить мусульманским праздникам статус государственных широко разошлась по миру и вызвала положительные отзывы в разных странах — арабского мира, Балкан, а также «дальнего мусульманского Востока», где пресса приветствовала такой шаг, как первый в Европе. То есть, по мнению ученого, это было бы весьма положительным опытом для нашего государства и улучшило бы его имидж. Однако вместе с этим возникает и вопрос, как это будет введено:

— Будет ли это один праздник, или два праздника, будет ли это выходным днем [для всех граждан, независимо от вероисповедания], или это будет выходным при желании [для последователей ислама] — здесь есть много вопросов. Но инициатива хорошая.

Относительно упреков типа «у нас и так много выходных, когда же в Украине работают?» — Михаил Якубович отметил:

— Хочу сравнить Украину с Германией или Францией, Соединенными Штатами или другими странами — абсолютно нет, у нас не больше выходных! Другой вопрос, что у нас власть выдвигает какую-то инициативу, а потом такое впечатление, что берется за голову — выполнять ее или не выполнять. То есть, мы почти ежедневно слышим противоречивые заявления от власти и, если честно, я боюсь, что если в ближайшие месяцы никакого решения не будет принято, то это [обещание предоставить мусульманским праздникам статус государственных] будет одним из них.

Как отметил ведущий, действительно, прежде, чем эта инициатива может быть реализована, должны произойти определенные процедуры: обсуждение в профильном комитете, потом создание законопроекта, обсуждение в Верховной Раде — то есть это займет какое-то время. Но многие мусульмане ждут, потому что это будет определенным признанием равноправия мусульман с представителями других религий. К тому же, напомнил Дилявер Саидахметов, мусульмане в Украине не являются очень многочисленной общиной, и поэтому для нас очень интересен опыт других стран, где мусульмане живут в основном в немусульманском окружении: как подобные вопросы решаются там, существует ли какой-то мировой опыт с праздниками других религиозных меньшинств за рубежом.

Михаил Якубович упомянул Соединенные Штаты:

— Если открыть календарь, можно увидеть и христианские, и мусульманские, и иудейские праздники, а в некоторых штатах есть даже буддийские и другие — и это выходные для сотрудников, исповедующих эти религии. <…>

В Украине когда-то существовала такая практика, что на законодательном уровне в принципе разрешалось, и это правило действовало в Крыму: работник мог обратиться, сказать, что вот я, как мусульманин, хотел бы получить выходной в этот день — и работодатель не мог ему отказать. Ну, кроме, конечно, случаев, если это какая-то критическая инфраструктура. Однако и в мусульманских странах в этих случаях люди продолжают работать: кто-то на «скорой помощи», кто-то водитель, кто-то дежурит… Поэтому, эти правила [в Украине] действовали, однако возникает такая ситуация сейчас для многих мусульман, которые из-за предвзятого отношения не слишком афишируют свое вероисповедание. Есть случаи, о которых не очень много говорят, чтобы не раздувать [информацию о ксенофобском отношении]: когда женщине запрещают на работе носить хиджаб, или существует негативное отношение со стороны начальства.

Михаил Якубович отметил, что попытки ввести мусульманские праздники в календари некоторых регионов Великобритании или Германии сталкивались с сопротивлением праворадикалов, которые воспринимали эти инициативы как «ползучую исламизацию». В то же время «никто не интересуется, что делать мусульманам на христианские Пасху или Рождество».

По поводу промедления с реализацией озвученной президентом инициативы, ученый не без юмора отметил, что выглядит так, «будто власти опасается, что немусульмане будут вместо Пасхи праздновать Курбан-байрам».

Впрочем, там, где мусульмане проживают компактно, проблем с празднованием не возникает — как, например, в Польше, где, согласно трудовому законодательству, мусульмане не работают в свои праздники:

— То есть эти вопросы в принципе решаются, и какой-то массовой дискриминации здесь нет. Но инициативы существуют, на локальном уровне они воплощаются в той же самой Франции, Германии, Италии — в пределах какой-то комьюнити, в пределах какой-то общины сделать эти праздники выходными… А как это будет в Украине, и начата ли уже эта процедура — вот этой информации, по крайней мере в прессе, пока что не было.

Как отметил Дилявер Саидахметов, проблема предоставления мусульманским праздникам статуса государственных лежит в плоскости соблюдения прав человека, а не в предоставлении преимуществ какой-либо деноминации, и задал вопрос: если уж обращаться к историческому опыту, в частности к истории Украины, южная часть которой была в составе Крымского ханства — какими могут быть примеры признания мусульманских праздников?

— Здесь возникает другая проблема: если признать какой-либо из мусульманских праздников государственным, то его нужно планировать, — отметил Михаил Якубович. — А сейчас сложилась такая практика, по крайней мере в Украине и в некоторых странах среди мусульман, что некоторые придерживаются астрономического подхода в определении, когда начинается Рамадан и когда завершается, а некоторые — наглядного наблюдения молодой Луны. То есть нельзя определить заранее, когда наступает какой-то праздник, даже запланировать, потому что там где-то увидели Луну или не увидели. И в этом году, мне кажется, эта контроверсия в украинском Исламе достигла достаточно высокого градуса <...> Но, если спросить любого — каким образом сто-двести лет назад мусульмане определяли дату Рамадана, большинство ответит: «Месяц видели!» — и все. Теперь вопрос: а где видели Месяц? В каком регионе его видели, и самое главное: а если были сложные атмосферные условия, и нельзя было увидеть месяц — представьте себе, что Рамадан приходится на зиму, когда в наших широтах целый месяц можно не увидеть звездного неба. Луны не видно, потому что она за облаками — как можно определить? <...> И здесь возникает вопрос, а на него есть очень простой ответ: <...> в арабском мире была очень развита астрономическая наука. Развита настолько, что повлияла на развитие европейской культуры и цивилизации, однако современные мусульмане предпочитают в одном аспекте вспоминать об этом, в другом об этом забывать. <...> например в Османской империи функционировали мусульманские календари с тридцатилетним и восьмилетним циклом, где можно было вычислить, когда заканчивается Рамадан, когда начинается шавваль, когда начинается тот или иной месяц и определить дату праздника. И есть так называемые «Руз-наме». Был некий Мустафа-эфенди в XVII веке — он на основании более ранних источников составлял этот календарь <...> Просто дело в том, что этот календарь — он дает определенную погрешность, погрешность в один день раз в 121 год, он не является абсолютно совершенным. Но его использовали в Крымском ханстве, его использовали татары Западной Украины. <...> А сейчас в мусульманской общине мы видим просто агрессивное отрицание всего этого…

На вопрос о том, каким образом будут определяться даты мусульманских праздников, если допустить, что государство все же примет решение о предоставлении им статуса государственных, Михаил Якубович ответил, что можно было бы взять за образец Турцию — как географически близкую к Украине мусульманскую страну:

— Украина могла бы взять как образец турецкий опыт, сделать эти два праздника не общегосударственными выходными, а праздниками в календаре — просто отметить, что они есть, какие-то мероприятия проводить по этому поводу. А мусульмане чтобы могли получать выходной в этот день по заявкам руководству <…> Это был бы самый простой путь, однако он будет тернистым.

Полная запись доступна по ссылке.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.