После нескольких недель изнуряющей жары и мощного ливня, накрывшего украинскую столицу в понедельник, утро следующего дня порадовал киевлян и гостей города ласковым солнышком. И это — как подарок к Курбан-байраму (Ид аль-Адха) — празднику окончания хаджа, который отмечают через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца зуль-хиджа, вспоминая жертву пророка Ибрахима (Авраама, мир ему). Поэтому ничто не помешало тысячам мусульман, заполнившим не только столичные мечети, но и их дворы, совершить праздничную молитву и послушать проповеди и поздравления имамов.
Не исключение и прихожане мечети Духовного управления мусульман Украины «Умма», задолго до праздничной молитвы начавшие прибывать со всех уголков Киева на ул. Дегтяревскую, 25а, в исламский культурный центр столицы. Торжественно и нарядно одетые, в приподнятом настроении целыми семьями верующие пришли помолиться и вспомнить жертву праотца всех пророков Ибрахима (мир ему) и смысл этого события — милость и милосердие к человечеству Всевышнего.
Заполнены оба этажа мужской мечети, бок о бок стали молиться мужчины и во дворе, где заранее были расстелены ковры. Женская мечеть тоже не смогла вместить всех сестер, поэтому некоторые молились в других помещениях ИКЦ и слушали трансляцию праздничной проповеди.
После молитвы и хутбы, которые прочитал муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, верующие приветствовали друг друга, высказывали добрые пожелания, а праздник продолжался — как положено, с угощением, общением за трапезой. Для самых юных мусульман уже традиционно приготовили множество подарков и развлечений.
Своими чувствами и мыслями о том, какое послание человечеству содержит событие, в честь которого этот праздник, поделились некоторые прихожане:
«Что я сегодня чувствую? Приток радости, ощущается благословение Всевышнего, и мы надеемся, что Он принимает это от нас. Это такое чувство, когда жертвуешь просто ради Бога — его ни с чем не сравнить!» — говорит мужчина по имени Сергей.
«В этот день мы чувствуем единение со всеми мусульманами мира, — говорит гость из Молдовы Дмитрий. — Это праздник искренности, преданности, верности мусульманина Всевышнему. Это праздник, напоминающий нам о милосердии Всевышнего, ибо очень давно в этот день, как нам известно, Всевышний смилостивился над пророком Ибрахимом (мир ему) и заменил сына, которого Ибрахим хотел принести в жертву, ягненком. И сегодня в память о том событии мусульмане жертвуют скот. Этот праздник приобретает особое социальное значение, так как баранов жертвуют малообеспеченным и малоимущим — тем, у кого сейчас по тем или иным причинам не было бы без этого пожертвования возможности поставить на праздничный стол и поесть мяса. То есть это элемент заботы о единоверцах, потому этот праздник очень поучителен и напоминает нам о важности единения, согласия и дружбы. <...> Я праздновал этот праздник в Молдове, Турции, в том числе в Стамбуле, в других странах. Здесь, в Украине, я впервые и поэтому на правах гостя могу сказать: атмосфера в киевском исламском центре отличается от других стран каким-то особым интернациональным духом. Вот мы можем слышать, как люди общаются на многих разных языках — и все друг друга прекрасно понимают, поскольку этот день ко всему прочему еще и день объятий, теплых рукопожатий и добрых поздравлений».
Глава ОС «Всеукраинская ассоциация «Альраид» Сейран Арифов говорил о радости, переполняющей его в этот день и о значении праздника:
«Альхамдулиллях, это один из великих праздников, поэтому и настроение праздничное, радостное. Относительно того, какое послание человечеству несет этот праздник — собственно, я говорил об этом в мечети в своем слове перед праздничной молитвой. Суть праздника — это вера во Всевышнего, нашего Творца, и в этот праздник мы глубже осознаем, что мы Ему принадлежим, и все в этом мире принадлежит Ему, и великий пророк, которого любят и уважают все авраамические религии — Авраам, пророк Ибрагим (мир ему) был готов по приказу Бога принести в жертву собственного сына, но Всевышний в милости Своей заменил эту жертву на барашка. И этот пример покорности Богу показывает, что человеку необходимо вернуться к Богу, а также вновь и вновь доказывает, что мы и наши дети, и все в этом мире принадлежит Богу. <...> Очень хочется, чтобы мусульмане больше собирались вместе, чтобы изменилось это состояние, которое теперь из-за этой пандемии и какие-то политических моментов, ведь в некоторых странах мусульмане даже не могут совершить хадж из-за вопросов безопасности, а где-то их притесняют… Очень надеюсь, что положение изменится к лучшему».
Поделился своим мнением и еще один гость, представившийся Айдером:
«Этот праздник напоминает нам о готовности жертвовать, жертвовать ради других, ради Всевышнего, и одновременно — всегда доверять Всевышнему, ибо сама история праздника такова, что человек должен пожертвовать самым ценным, что у него было, и нужно было иметь огромную силу воли и очень большое доверие ко Всевышнему, и уверенность в том, что Он не позволит, чтобы случилось что-то плохое. Эти два момента очень важны: готовность жертвовать и полностью доверять Всевышнему».
«В этот день, когда мусульмане отмечают этот великий праздник, я чувствую радость, ведь все пропитано взаимной поддержкой и взаимопомощью. Очень радует, когда мусульмане разных национальностей поздравляют друг друга, желая мира, добра и счастья, — говорит Исмаил Кады, директор Исламского культурного центра Киева. — И очень приятно, что мы отмечаем этот праздник достойно, что мы смогли организовать празднование, и мусульмане могут приходить в мечеть, славить Всевышнего, молиться, обращаться к Нему с молитвами».
«Видимо, мои чувства будут отличаться от чувств людей, побывавших в этом году в Мекке, которые смогли выполнить свое поклонение, — говорит Абдулла из Сирии. — Они ощущают этот праздник совсем иначе… Впрочем, это праздник всех мусульман, во всем мире. Я здесь, в Украине, чувствую особую радость, потому что в Украине мечети и исламские культурные центры объединяют абсолютно всех. Я не чувствую, что нахожусь среди сирийцев, откуда я родом — я чувствую, что я нахожусь среди представителей исламской нации из всех стран исламского мира. Это — особенность мусульманской общины Украины. Радость здесь, в Украине, дополняется еще и тем, что исламские культурные центры активно организуют мероприятия для того, чтобы мусульмане чувствовали себя очень хорошо все дни празднования Курбан-байрама. То есть в первый день особенно радуются дети: им дарят подарки, они играют игрушками, развлекаются на аттракционах, лакомятся сладостями, участвуют в конкурсах и тому подобное. На следующий день семьи отмечают праздник по своему усмотрению: куда-то едут, ходят в гости, тогда как в эти и следующие дни праздника исламские центры раздают мясо тем, кто не очень комфортно чувствует себя с материальной точки зрения. Таким образом исламский центр дарит радость всем. Замечу, что жертвенное мясо раздают не только мусульманам. Я знаю и немусульман, которые дружат с последователями ислама и надеются на их помощь (переселенцы с оккупированных территорий, малоимущие и многодетные семьи. — Ред.) — они также получают помощь. И таким образом мусульманский праздник выходит за религиозные границы и объединяет абсолютно всех. Такова особенность этого праздника здесь, в Украине».
Мухаммед из Стамбула, говоря о своих чувствах, напомнил, что праздник Курбан-байрам — это символ единения, братства и родства всех мусульман, крепких родственных связей:
«Мы из Турции, то есть сейчас не дома, но, находясь здесь, в Украине, в этом исламском центре среди мусульман, единоверцев, мы чувствуем братскую, семейную атмосферу. Само празднование в Турции и Украине почти ничем не отличается, разве что в Турции после намаза люди из мечетей разъезжаются по домам, чтобы продолжить празднование в семейном кругу. А в Украине, я смотрю, все стремятся собраться в исламском центре, всей общиной, поэтому здесь праздник способствует более тесному общению. Может, потому, что мусульмане в Украине не составляют большинство, и им хочется в праздничные дни находиться в окружении единоверцев, братьев и сестер. А что касается глубинного смысла этого праздника, то это напоминание, что человек должен жертвовать ради людей, ради других: жертвовать имуществом, средствами, временем, добрым словом, даже хотя бы минимально — улыбкой. Ведь человек, жертвуя чем-то, делает это потому, что верит в Бога и безоговорочно верит Богу, то есть не может действовать иначе, как Он повелел».