Мусульмане Крыма стали больше посещать мечети

1
Кебир Джами, г. Симферополь. Фото (qirimmuftiyat.org.ua)
16.04.2014
Оцените статью: 
(303 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

С каждым годом все больше мусульман Крыма посещают мечети. В особенности стоит отметить интерес к Исламу среди молодежи. Сегодня число прихожан в мечетях Крыма постоянно растет, данный процесс наблюдается во многих мечетях полуострова.

Бакиев Энвер бей, имам мечети микрорайона ХошКельди в г. Симферополе отмечает, что за последние 3 года его работы в мечети число прихожан увеличилось при этом, большинство из них – молодежь. Средний возраст прихожан - от 20 до 35 лет.

«Хотелось бы особенно заметить, что после последних событий мусульмане очень сплотились. В эти тяжелые и неспокойные дни мы дежурили в мечети и после этого многие крымские татары, которые не приходили в мечеть стали посещать мечеть каждый день Меня это очень радует»,- рассказывает имам мечети Энвер бей.

В Крыму заметно увеличивается интерес к Исламу. Среди прихожан становится много студентов. Особенно эта тенденция прослеживается по пятикратному намазу, на который в мечетях Крыма в основном приходит молодежь.

28 летний житель Симферополя Заир Исмаилов рассказывает: «До 23 лет я даже не знал, что ходить в мечеть это моя обязанность как мусульманина. Я всегда считал себя мусульманином. 5 лет назад я впервые пришел в мечеть и с того дня не пропустил ни одной пятничной молитвы. Всем мусульманам советую ходить в мечеть и надеяться на милость Аллаха».

Правда не всегда приятна, но всегда необходима: она колет, но лечит

Более 100 лет назад выдающейся крымскотатарский просветитель, политический и общественный деятель, издатель Исмаил Гаспринский в газете Терджиман (Переводчик) написал небольшую статью, котораясегодня как никогда актуальна и призывает мусульман к единству и учит любить друг друга.

«Недалеко от города Бахчисарая есть деревня Эфенди-кой. А нам передают, что члены общества этой деревни не в ладах между собой; вследствие этого, являясь в мечеть помолиться, они не здороваются между собой; приходят и уходят молча, как иностранцы, не понимающие друг друга.

Если слух этот неверен, то надо только радоваться, а если верен, то очень жаль эфендикойцев.

Что это за комедия — ходить в мечеть надутыми, сердитыми друг на друга. Молитесь дома; это не запрещено, хотя общая молитва в мечети по шариату предпочтительней. Однако это не значит, что надо собираться в мечеть, как стадо, а нужно собираться по-человечески.

Нельзя являться в Божий дом, перед лицом Творца со своими дрязгами и страстишками. Их надо оставлять вне мечети или туда не являться. Перед каждой молитвой мусульманин обязан совершить омовение.Это не простое умывание рук и лица, как, например, после сна, а символизация нравственного очищения, чтобы встать на молитву перед Божеством. Человек, хранящий в душе разную грязь, едва ли будет чист, сколько бы он не обмывался водой.

Молясь, мы просим Бога о прощении наших ошибок и прегрешений. Какое мы право имеем на прощение, когда сами упорно не извиняем друг другу мизерных, часто воображаемых обид?

Подумайте, господа, и собирайтесь на общую молитву не как враги, а как любящие друг друга братья. Молитвенное собрание имеет целью мир, братство и благоволение».

Посещение мечети крымскими татарами

По рассказам наших предков мы знаем, что крымские татары из древне довольно активно посещали мечети и старались выполнять предписания Ислама.

В ходе социологического опроса, проведенного в 2008 году при поддержке Ассоциации «Альраид» выяснилось, что в среднем пятая часть мужского крымскотатарского населения (22,1%) регулярно по пятницам посещает мечеть для участия в коллективном намазе. Несколько раз в неделю бывает в мечетях 3,2% респондентов. Большая часть крымских мусульман (59,3%) бывает в мечети только в дни мусульманских праздников. К сожаленью, в ходе исследования выяснилось, что 12,3% опрошенных, вообще не посещает мечети.

Стоит отметить, что за 6 лет довольно изменилась возрастная группа мужчин которые посещают мечети. Если в 2008 году мечеть посещали больше люди пожилого возраста то сегодня мы наблюдаем в мечетях больше представителей молодежи.

В целом не было отмечено значительной разницы в посещении мечети между городскими и сельскими жителями. Однако примечательно, что в процентном отношении чаще всего посещают мечеть крымские татары с высшим (86,7%) и средне специальным образованием (86%). Причем 25% и 23,4% из них соответственно бывают там регулярно по пятницам. Несмотря на то, что по результатам исследования респонденты с начальным образованием приходят вмечеть реже всех (72,8%), именно среди этой группы наибольший процент тех, кто бывает там несколько раз в неделю (9,1%) и регулярно по пятницам (27,3%).

Прослеживается взаимосвязь между религиозной идентификацией информантов и посещением мечети. Так, из мужского крымскотатарского населения, назвавшегося глубоко верующим, бывают в храме несколько раз в неделю 12,1% респондентов, регулярно по пятницам - 51,7% и в дни мусульманских праздников - 31%. То есть 63,8% опрошенных, считающих себя глубоко верующими мусульманами, наведываются в культовые здания как минимум раз в неделю. Однако необходимо вновь акцентировать внимание на существовании значительной части респондентов (почти 10%), которые считают себя глубоко верующими, но при этом не практикует посещение мечети.

Связь между верой и исполнением обязательных норм Ислама

Сегодня можно сделать вывод, что среди мусульман с каждым днем растет интерес к Исламу, а вместе с ним и понимание исполнения обязательных норм предписанных нам Всевышним. Ислам с каждым днем все больше влияет на повседневную жизнь крымских мусульман.

Самоидентификация большинства крымских татар с мусульманской религией свидетельствует скорее об отсутствии сомнений в своей принадлежности к исламской умме, чем о следовании определенному образу жизни.

В сложившейся ситуации, мусульмане должны быть ориентированы на максимально эффективное распространение исламских знаний среди той части крымских татар, которые пока только идентифицируют себя с исламской культурной традицией, но в повседневной жизни не руководствуются исламскими предписаниями.

Радует, что сегодня есть различные мусульманские организации, которые распространяют исламские знания, организовывают летние молодёжные лагеря по изучению ислама, проводят различные научные, спортивные и другие социальные мероприятия.

Эльзара Юнусова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.