От исторических истоков до современности: жизнь, культурные традиции западноукраинских мусульман

От исторических истоков до современности: жизнь, культурные традиции западноукраинских мусульман
© ️Ангелина Радисна / Leopolis News
Мурат Сулейманов
© ️Ангелина Радисна / Leopolis News
Мечеть в исламском культурном центре
© ️Ангелина Радисна / Leopolis News
От исторических истоков до современности: жизнь, культурные традиции западноукраинских мусульман
Мурат Сулейманов
Мечеть в исламском культурном центре
13.03.2019
Оцените статью: 
(275 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Мусульмане для западной части Украины — не экзотика, ведь появились они на этих землях несколько сотен лет назад. С татарской среды происходит и первое мусульманское население Западной Украины, которое с конца XIV в. расселилось на территории Великого княжества Литовского, в том числе и на Волыни и Галичине. Например, в XIV в. татары уже проживали во Львове, имея там большую общину и даже мечеть. В городе Льва было немало других мусульманских народов — арабов, персов, турок. Впоследствии татаро-мусульманские колонии появляются также во владениях Василия-Константина Острожского (1523 — 1608 г.г.) — в Остроге, Полонном, Староконстантинове и других городах.

К слову, из среды западноукраинских татар происходил выдающийся востоковед и украинист Агафангел Крымский (1871 — 1942 г.г.).

В 1672 году Османская империя отвоевывает у Речи Посполитой большую часть Подолья, образовав т.н. «Каменецкий эялет». Почти 30 лет турецкого владычества оставили свой след и до наших времен. Так, сохранились остатки мечетей в Каменце-Подольском, Шаргороде и Меджибоже. И хотя ознакомление украинцев с исламом значительным образом осуществлялось в условиях вооруженных конфликтов, на фоне этих противостояний происходил процесс непрерывного культурного обмена, который расширял горизонты украинского мировоззрения. Отечественные политические деятели также неоднократно обращались в своих взглядах к своим мусульманским соседям. Еще Богдан Хмельницкий рассматривал возможность установки турецкого протектората над Украиной как альтернативу известному «русскому варианту». В народе бытовало поверье, согласно которому тайным мусульманином был гетьман Петр Дорошенко (1627 — 1698 г.г.). Стоит упомянуть и казацкий род Кочубеев, часть представителей которого исповедовала ислам…

Впрочем, автор посвященного представителям мусульманской общины во Львове материала, обнародованном в издании Leopolis News — Новости со Львова, называет мусульманский мир «загадочным», а последователей ислама — «представителями загадочной культуры» — скорее всего потому, что как и многие наши соотечественники, когда обращается к теме исламского присутствия в Украине, прежде всего имеет в виду Крым. Ведь связывает существование мусульман во Львове именно с аннексией Крыма, где традиционно проживала наибольшая часть мусульманского сообщества Украины, а также с политической ситуацией в других исламских странах. Но Крымское ханство, которое просуществовало более трех веков и оставило на территории Украины немало последователей ислама, охватывало не только полуостров, но и значительные территории южных областей, в частности части современных Донецкой области, Запорожья и Херсонщины. Вспоминая еще и Османскую империю, в перечень можно добавить Одесскую и Николаевскую области, где в конце XVIII века локализовалась ногайская орда. Эти земли называли Буджаком (регион между Дунаем и Днестром) и Едисаном (между Днестром и Южным Бугом). Кто-то из историков, разумеется, поведет речь и о так называемом Каменецком эялете — о временах господства османов на юге современной Хмельницкой, на западе Винницкой и в части Черновицкой областей (1672—1699 гг.).

Но незнание истории — не вина журналиста, а беда системы образования, ведь в процессе преподавания истории до сих пор используются методические материалы, утвержденные еще в советское время.

Поэтому журналист Ангелина Радостная заслуживает уважения, ведь пытается сформировать собственное мнение о мусульманах и исповедуемой ими религии не понаслышке или из рассказов, а ссілаясь на собственные наблюдения и впечатления от знакомства с правоверными во львовском Исламском культурном центре им. Мухаммада Асада, которые она выложила в статье «Львовские мусульмане рассказали о своей религии и жизни среди христиан».

Журналист отмечает приветливость мусульман, которіе встретили ее в ИКЦ, рассказывает о знаниях, которыми овладела в процессе общения с имамом мечети Муратом Сулеймановым.

«… Говорит, христиан считают братьями и сестрами, охотно с ними дружат. Поздравляют с нашими праздниками — Пасхой и Рождеством. Единственное табу — не могут сидеть за столом, на котором есть свинина и алкоголь, ведь эти продукты запрещает Коран. Поэтому мусульмане не имеют права их не только потреблять, но и продавать, кому-то передавать. Участвовать в таком застолье, даже не пробуя «нечистых» блюд и напитков, значит одобрять их употребление. Не стоит угощать мусульман конфетами с ликером или коньяком: такой подарок они также не могут принять… Имам объясняет, что основные морально-этические принципы ислама и христианства перекликаются. Мусульмане также почитают Иисуса Христа и Деву Марию. Разница в том, что они считают Христа предпоследним пророком», — рассказывает Ангелина.

Рассказывает журналистка и историю нескольких мусульманских семей и некоторых последователей ислама, в частности имама Мурата Сулейманова, этнического крымского татарина; 27-летнего Али Арслана, который до обращения в ислам носил имя Владимир; египтянина Мустафы Тантавы; смешанной украино-сирийской семьи Алины Мартыновой из Донецка и ее мужа Абдурахмана Окола из Дамаска (Сирия); делится услышанным об обычаях и традициях мусульман; положении женщины, ребенка, пожилых людей в семье и тому подобное.

«Одна из основ исламской религии — глубокое уважение к людям старшего возраста, любовь к детям. С особым уважением они относятся к матери и всегда стараются ей угождать, ведь пророк Мухаммед отметил, что рай — под ее ногами. Это еще одна из причин необычайного уважения мужа к жене (вопреки распространенным среди христиан стереотипам), чтобы показать хороший пример детям.

Женские и мужские обязанности в мусульманских семьях четко разделены. Глава семьи должен любить, содержать и обеспечивать семью всем необходимым. Женщина — слушать мужа и создавать уют в доме. Если жена планирует пойти куда-то за пределы двора, например, в соседний магазин, она обязана сообщить об этом мужу. Такое правило существует для ее же безопасности. Впрочем, и мужчины сообщают благоверным о том, куда идут. Оставлять дом без предупреждения — неуважение к „половинке“. Вряд ли вы увидите исламского мужа, который после работы лежит на диване за закрытой от семьи дверью. Общение с женой и детьми — его обязанность. Мужчины охотно помогают в хозяйстве, ведь женский труд, по их мнению, тяжелее, чем мужской. Как отмечает имам, даже если жена не работает — у нее гораздо больше задач!

Мусульмане не против, чтобы их жены работали. Задача мужчины — следить, чтобы работа была приличной. Интересно, что женщина не должна сообщать мужу, сколько зарабатывает. Она имеет полное право тратить зарплату на себя, а прилагать средства в семейный бюджет — исключительно по своему желанию. Мужчины-мусульмане не запрещают женщинам встречаться с подругами — в гостях или в кафе…», — рассказывает журналистка.

Больше — в материале Ангелины Радисной по ссылке.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.